Общий список памятников Ижевска.
Авиационная пушка Березина Б-20

Спортивное   оружие.
Боевое оружие.
Гражданское и служебное оружие самообороны, газовое оружие самообороны, травматическое оружие характеристики, сигнальное оружие.
Ижевское охотничье оружие.


    Калибр,мм                            -          20
    Длина общая,мм                   -          1240
    Длина ствола,мм                   -          700
    Масса,кг                               -          25,0
    Темп стрельбы, выстр.\мин.  -          800
Авиационная пушка, пушка Березина, Б-20, оружие ижевска
   В 1944 году Березин М.Е. на базе своего пулемета УБ создал 20-мм пушку под патрон пушки ШВАК, которая получила наименование Б-20. Удачная компоновка пулемета УБ позволила сделать это без каких-либо конструктивных изменений - простой заменой ствола. В результате вес пушки незначительно отличался от веса пулемета УБ. По своим весогабаритным характеристикам она не только превосходила все зарубежные аналоги, но даже и некоторые пулеметы. Так, широко распространенный 12,7-мм пулемет «Браунинг М3» был тяжелее на 8 кг.

    Пушка выпускалась в трех вариантах: синхронном, крыльевом и турельном. После окончания ВОВ турельный вариант Б-20 устанавливался в оборонительных огневых точках первого советского стратегического бомбардировщика Ту-4.

   В 1944-1945 гг на Ижевском машзаводе было изготовлено более 9 тысяч пушек Б-20 всех вариантов.
Б-20, Б-20, Б-20-Э, пушка Березина
Б-20

IZarticle
    В январе 1947 г. в производство Ижевского машзавода запустили электрифицированную пушку Б-20-Э - для оборонительных огневых точек первого советского стратегического бомбардировщика Б-4 (Ту-4). От ранее изготавливавшейся на заводе пушки Б-20 электрифицированная пушка отличалась наличием агрегата электроспуска с новым спусковым механизмом. В электроспуск был вмонтирован датчик, который контролировал готовность пушки к стрельбе, обеспечивал работу счетчика патронов и в случае появления задержки в работе автоматики передавал импульс на реле автоматики перезарядки. Большинство деталей пушки Б-20-Э были унифицированы с ранее изготавливавшейся заводом пушкой Б-20.

    Пушка устанавливалась на самолетах Ил-2, Як-1, Як-ЗП, Як-7б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Ту-2 и Ил-10. В 1944 г. было произведено 2275 пушек Б-20, в 1945 г. - 7240, в 1946 г. -440, в 1947 г. - 780, в 1948 г. - 1686, в 1949 г. - 2931. На этом их производство прекратилось.
    Эффективность действия авиационных пушек в Великой Отечественной войне оценивалась по-разному. При действии по наземным объектам эффективность каждого типа пушки определяется характером цели. Так, при стрельбе по открыто расположенным живым целям действие 7,62-мм пули мало отличалось от действия 20-мм или 37-мм снаряда, т. к. их осколочное действие очень слабо и для поражения личного состава противника требовалось прямое попадание. При стрельбе же по автомобилям, железнодорожным станциям и небольшим плавсредствам пулеметы калибра 7,62 мм и 12,7 мм являлись неэффективными. Действие авиационных пушек резко возрастало с увеличением калибра и веса снаряда. Здесь как раз были нужны пушки калибра 37 мм и более.

    Именно поэтому, параллельно тульским разработкам, в ОКБ-16 (Москва) велись работы по проектированию авиавооружения крупного калибра. В 1942 г. коллективом конструкторов ОКБ (А. Нудельманом, А. Сурановым, Г. Жирных, В. Неменовым, С. Луниным, М. Бундиным) была разработана авиационная пушка системы Нудельмана -Суранова.