IZarticle                |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
Система управления экономайзером холостого ода (ЭПХХ) зажигания ИЖ 2126 "Орбита" ("Ода" ) применяется с силовым агрегатом, оснащенным карбюратором "Озон".
Автомобили Ижевского производства. Статьи - перечень.
Модельный ряд ижевского автозавода.
эпхх 2126, эпхх 2126 оды, экономайзер 2126, экономайзер оды, 252.3761, 421.3709, 19.3741
Схема системы управления экономайзером принудительного холостогот хода (ЭПХХ) ИЖ-2126
Электромаглитный клапан ИЖ2126
    Система ЭПХХ содержит блок управления 4 (рис. 7-31), электромагнитный клапан 5, микропереключатель 3 и соединительные провода.

    Система ЭПХХ служит для повышения экономичности работы двигателя и снижения уровня токсичности отработавших газов.

    При проверке обратить внимание на состояние контактных соединений всех узлов системы. Нарушение контактных соединений системы может вызвать перебои в работе двигателя.

    Принцип работы ЭПХХ заключается в том, что на режимах принудительного холостого хода отключается подача топлива в двигатель (в тех случаях, когда педаль управления дроссельной заслонкой отпущена, а частота вращения коленчатого вала повышена по сравнению со значением на режиме холостого хода). Отключение подачи топлива производит пневмоклапан 7 ЭПХХ, входящий в состав карбюратора. Управление пневмоклапаном осуществляет электромагнитный клапан 5, на который воздействуют блок управления 4 и микропереключатель 3.

Блок управления ЭПХХ

    Блок управления ЭПХХ типа 252.3761 (см. рис. 7-32) непрерывно контролирует частоту вращения коленчатого вала двигателя путем измерения периода повторения импульсов системы зажигания, которые снимаются с катушки зажигания и подаются на вывод 4 блока 4 (см. рис. 7-31). При частоте вращения коленчатого вала, меньшей 1245 мин-1±5%, выводы 1 и 2 блока имеют электрическую связь и при этом ток проходит через обмотку электромагнитного клапана незасимо от микропереключателя. После повышения частоты вращения 1500 мин-1±5% электрическая связь выводов 1 и 2 разрывается и вновь восстанавливается только после снижения частоты вращения коле того вала двигателя до 1245 мин-1.

Проверка блока управления ЭПХХ

    Блок управления проверяется на автомобиле. На режиме холостого хода снять штекер с одного из выводов микропереключателя. Плавно открывая дроссельную заслонку, увеличить частоту вращения коленчатого вала до значения, превышающего 1500 мин-1, и зафиксировать это положение.

    При этом должен возникнуть автоколебательный режим работы двигателя, сопровождающийся пульсацией частоты его вращения.

    Возникновение автоколебаний этого пооцесса объясняется тем, что при повышении частоты вращения до 1500 мин-1 разрывается электрическая звязь выводов 1 и 2 блока, что приводит к отключению подачи топлива в двигатель. Поскольку при этом частота вращения снижается, то после ее падения ниже 1245 мин-1 происходит восстановление указанной связи, т. е. наступает возобновление подачи топлива, и частота вращения повышается.

    Далее указанный процесс циклически повторяется с периодом 1-2 с.

    Если вызвать автоколебательный режим не удается, а электромагнитный клапан и пневмоклапан ЭПХХ не имеют дефекта, то блок управления неисправен и нуждается в замене.

    Проверка блока управления может быть проведена путем непосредственного контроля частоты вращения, при которых происходит срабатывание блока, по показаниям тахометра.

    Для данной проверки необходима контрольная лампа (маломощная на 12 В) с проводами, оканчивающимися штекерными наконечниками.

    Последовательно отсоединить от микропереключателя штекер серого провода (+12 В), а от вывода электромагнитного клапана - штекер с двойным розовым проводом. На освободившийся вывод электромагнитного клапана надеть штекер, отсоединенный от микропереключателя, что обеспечит прохождение тока через обмотку электромагнитного клапана. Со штекером, снятым с электромагнитного клапана, соединить один вывод контрольной лампы, другой вывод лампы соединить с “массой” автомобиля.

    На режиме холостого хода 850±50 мин-1 контрольная лампа должна гореть. После увеличения частоты вращения до 1500 мин~1±5% лампа должна гаснуть и вновь загораться после падения частоты вращения ниже 1245 мин~1±5%.

    После проверки снятые штекеры установить на место.

Блок управления ЭПХХ ИЖ-2126
Микропереключатель ИЖ
Микропереключатель

    Микропереключатель типа 421.3709 (рис. 7-33) может воздействовать на электромагнитный клапан помимо блока управления.

    Микропереключатель выполнен нормально замкнутым. При полностью отпущенной педали управления дроссельной заслонкой толкатель микропереключателя утоплен и его контакты разомкнуты. При достаточном нажатии на указанную педаль толкатель микропереключателя высвобождается, его контакты замыкаются и ток при этом проходит через обмотку электромагнитного клапана независимо от блока управления.


Проверка микропереключателя

    Микропереключатель проверяется на автомобиле. На режиме холостого хода снять с вывода микропереключателя штекер розового провода, освободившийся вывод микропереключателя соединить с одним из выводов контрольной лампы, второй вывод соединить с "массой" автомобиля. На данном режиме лампа не должна гореть.

    Наблюдая за контрольной лампой, плавно увеличивать частоту вращения коленчатого вала путем открытия дроссельной заслонки. Контрольная лампа должна загореться до момента возникновения автоколебательного режима работы двигателя.

    Если контрольная лампа горит уже на режиме холостого хода (ранняя регулировка срабатывания микропереключателя) или загорается после начала автоколебательного режима (поздняя регулировка), необходимо отрегулировать установку микропереключателя. Для этого следует ослабить два винта крепления микропереключателя и, подобрав его новое положение, затянуть винты крепления.

    Если контрольная лампа не загорается при любом положении дроссельной заслонки, то микропереключатель неисправен.

    После проверки снятый штекер установить на место.

Примечания. 1. Ранняя регулировка срабатывания микропереключателя снижает эффективность работы ЭПХХ до полной потери эффекта (когда контакты микропереключателя замкнуты при полностью отпущенной педали акселератора).

Поздняя регулировка срабатывания микропереключателя приводит к рывкам автомобиля при движении на малой скорости, в частности при медленной езде задним ходом.

Поэтому целесообразно стремиться к установке микропереключателя на возможно позднюю регулировку, не допуская появления автоколебательного режима.

2. Допускается упрощенная регулировка положения микропереключателя, при которой добиваются срабатывания микропереключателя, в пределах свободного хода механизма привода дроссельной заслонки.

    О срабатывании микропереключателя судят по характерным щелчкам.
Электромагнитный клапан ЭПХХ

    Электромагнитный клапан типа 19.3741 (рис. 7-34) служит для управления пневмоклапаном ЭПХХ в карбюраторе.

    Электромагнитный клапан имеет три штуцера и два запорных элемента. Первый запорный элемент 7 выполнен нормально закрытым и служит для разобщения центрального штуцера 6 (соединенного с впускным трубопроводом двигателя) относительно наклонного штуцера 5 (связанного со штуцером пневмоклапана ЭПХХ).

    Второй запорный элемент 4 выполнен нормально открытым и служит для разобщения указанного наклонного штуцера относительно атмосферного штуцера 1, закрытого войлочным фильтром и расположенного между присоединительными клеммами 10 обмотки 9 клапана.

    При прохождении тока через обмотку электромагнитного клапана центральный и наклонный штуцера имеют пневматическую связь, а при отсутствии тока такая связь обеспечивается между наклонным и атмосферным штуцерами. В первом случае разрежение из впускного трубопровода передается к пневмоклапану ЭПХХ, что не препятствует поступлению топливовоздушной смеси через систему холостого хода в двигател! а во втором случае пневмоклапа ЭПХХ перекрывает подачу топлив к двигателю.


Проверка электромагнитного клапана

    Электромагнитный клапан проверяется на автомобиле. На режиме холостого хода снять с одного из выводов клапана штекер. Это должно вызвать остановку двигателя в течение 1...2 сек. Если этого не произошло, то первоначально убедитесь в исправности пневмоклапана ЭПХХ. Если же пневмоклапан ЭПХХ не имеет дефекта, то электромагнитный клапан неисправен и нуждается в замене.

    После проверки снятый штекер у тановить на место.


Система управления ЭПХХ, применяемая с силовым агрегатом, оснащенным карбюратором типа "Солекс"

    Устройство системы управления ЭПХХ аналогично указанному выше, но имеет некоторые отличия. Система ЭПХХ содержит блок управления, датчик - винт положения дроссельной заслонки, электромагнитный клапан и соединительные провода.

Блок управления ЭПХХ

    Блок управления ЭПХХ типа 502.3761 предназначен для управления электромагнитным клапаном.

    Блок управления непрерывно контролирует частоту вращения коленчатого вала двигателя путем измерения периода повторения импульсов системы зажигания, которые снимаются с катушки зажигания и подаются на вывод 1 блока управления. Кроме того датчика - винта в блок управления подается сигнал, позволяющий различать открытое положение и полостью закрытое положение дроссельной заслонки.

    При частоте вращения коленчатого вала двигателя, меньшей 1245 мин-1, независимо от сигнала датчика-винта выводы 4 и 6 блока управления имеют электрическую связь, приводящую к прохождению тока через обмотку электромагнитного клапана.

    При открытой дроссельной заслонке подвижной и неподвижный контакты датчика-винта разомкнуты и выводы 4 и 6 блока управления имеют электрическую связь независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

    После замыкания контактов датчика-винта при условии, что частота вращения коленчатого вала двигателя превышает 1245 мин-1, электрическая связь выводов 4 и 6 блока управления разрывается и вновь восстанавливается, либо после снижения частоты вращения до 1245 мин-1, либо после размыкания контактов датчика-винта.

Проверка блока управления ЭПХХ

    Блок управления проверяется на автомобиле. На режиме холостого хода снять штекер с датчика-винта. Плавно открывая дроссельную заслонку, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до значения, превышающего 1245 мин-1, зафиксировать это положение. Соединить снятый штекер с "массой" автомобиля. При этом должен возникнуть автоколебательный режим работы двигателя, сопровождающийся пульсацией частоты вращения.

    Если вызвать автоколебательный режим не удается, а пневмоклапан ЭПХХ и электромагнитный клапан не имеют дефекта, то блок управления неисправен и нуждается в замене.

    Проверка блока управления может быть проведена путем непосредственного контроля частоты вращения, при которой происходит срабатывание блока по показаниям тахометра. Для этого необходимо отсоединить от вывода электромагнитного клапана штекер, не связанный с "массой" автомобиля, и соединить его с одним из выводов контрольной лампы, второй вывод которой соединить с "массой" автомобиля. Для обеспечения работы электромагнитного клапана его освободившийся вывод с помощью вспомогательного провода соединить с "плюсом" электрической сети автомобиля.

    На режиме холостого хода 850±50 мин-1 снять штекер с датчика-винта. Контрольная лампа при этом должна гореть.

    Открывая дроссельную заслонку, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя примерно до 1500 мин-1. Штекер, снятый с вывода датчика-винта, соединить с "массой" автомобиля. Контрольная лампа должна при этом погаснуть. Плавно закрывая дроссельную заслонку, снизить частоту вращения коленчатого вала. После ее падения ниже 1245 мин-1±5% лампа должна загореться.


Датчик-винт положения дроссельной заслонки

    Датчик-винт установлен на карбюраторе и предназначен для регистрации закрытого положения дроссельной заслонки.

    При полностью закрытой дроссельной заслонке вывод датчика-винта (связанный с неподвижным контактом) соединяется с "массой" автомобиля, а при прочих положениях дроссельной заслонки - не имеет такого соединения.

Проверка датчика-винта

    Датчик-винт проверяется на автомобиле. Снять с вывода датчика-винта штекер и освободившийся вывод соединить с одним из выводов контрольной лампы. Второй вывод лампы соединить с "плюсом" автомобиля. При полностью закрытой дроссельной заслонке контрольная лампа должна гореть. Если лампа не горит, то требуется довернуть датчик-винт по часовой стрелке до момента загорания контрольной лампы. После этого следует проконтролировать частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, ее значение должно быть в пределах 850±50 мин-’.

    Открыть дроссельную заслонку, контрольная лампа должна погаснуть. Если этого не происходит, то датчик-винт неисправен (короткое замыкание неподвижного контакта на корпус автомобиля).