Генератор мотоциклов ИЖ, ремонт генератора иж, регулятор напряжения на мотоцикл иж, Г 36М

   IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
Генератор мотоциклов ИЖ
Генератор и уход за ним.

    Источниками электрического тока на мотоциклах моделей «ИЖ» служат генераторы постоянного тока (рис. 62) с параллельным возбуждением и номинальной мощностью 45 вт при 1700 об/мин.

    Статор генератора содержит 6 катушек возбуждения, соединенных последовательно. На статоре крепятся: клеммник 9, щеткодержатели 8, прерыватели 1 и конденсаторы 7. Якорь 3 имеет обмотку, состоящую из 31 секции, и коллектор 10. На мотоциклах ИЖ-Ю применяется генератор Г-36М2, на ИЖ-П — Г-36М1. На мотоциклах ИЖ-Ю2 и ИЖ-ЮЗ установлен генератор Г-36М8, на ИЖ-П2 и ИЖ-ПЗ — Г-36М7. Генераторы Г-36М1, Г-36М2 отличаются от Г-36М7 и Г-36М8 дополнительными сопротивлениями на катушке возбуждения. Поэтому для использования генератора Г-36М7 и Г-36М8 на мотоциклах ИЖ-Ю, ИЖ-П и ИЖ-56 необходимо устанавливать реле-регулятор РР-1, вместо реле-регулятора сб. 32. При установке нового двигателя ИЖ-ЮЗ или ИЖ-ПЗ на мотоциклы ИЖ-Ю, ИЖ-П или ИЖ-56 реле-регулятор сб. 32 можно не менять, а переставить только статор генератора со старого двигателя на новый, если он находится в хорошем состоянии. Уход за генератором во время эксплуатации сводится в основном к проверке крепления контактных соединений проводов, состояния коллектора и щеток. Допускается чистка коллектора стеклянной шкуркой. Применять наждачную шкурку не рекомендуется — при чистке наждачные зерна врезаются в пластины (ламели) коллектора и ведут к быстрому износу щеток.
Ремонт генератора.

    Возможные неисправности генератора: заедание щеток в щеткодержателях; загрязнение межламельных пазов или износ коллектора; замыкание обмоток генератора на корпус или их витковое замыкание; задевание якоря о статор вследствие неправильной установки статора, якоря или износа правого коренного подшипника коленчатого вала; переполюсовка генератора из-за неправильного подключения проводов. Для определения причин и устранения неисправностей генератора необходимо:

1.    Снять правую крышку картера.

2.    Отсоединить провода от клеммника.

3.    Отвинтить винты крепления статора и снять его.

4.    Отвинтить болт крепления якоря.

5.    Ввинтить в отверстие съемник якоря из комплекта инструмента и снять якорь.

6.    Вынуть шпонку из паза полуоси.

    После разборки детали протереть салфеткой, смоченной в бензине, и осмотреть. Задиры рабочих поверхностей ламелей удалить мелкозернистой стеклянной шкуркой. При большом износе коллектора его можно проточить на конусной оправке (конусность 1:5), углубить межламельные пазы на глубину 0,5 мм и удалить заусенцы. Поврежденную изоляцию катушек возбуждения и оголенные места их выводов закрасить эмалью. Осмотреть правую полуось коленчатого вала и конусное отверстие якоря. При наличии забоин зачистить их мелкозернистой наждачной шкуркой. При большом радиальном люфте заменить правый коренной подшипник коленчатого вала.

Для установки генератора на место следует:

1.    Вставить в паз полуоси шпонку и установить якорь.

2.    На болт крепления якоря надеть пружинную шайбу и кулачок прерывателя.

3.    Ввернуть и затянуть болт, проследив за тем, чтобы усик вала якоря вошел в паз кулачка.

4.    Поднять за провода щетки в щеткодержателе и установить статор на место, при этом штифт на правой половине картера должен войти в паз на торце статора.

5.    Закрепить статор винтами и подсоединить провода к клеммнику.

После разборки и сборки генератора необходимо проверить опережение зажигания и при необходимости отрегулировать его.


РЕЛЕ ОБРАТНОГО ТОКА.

    В системе электрооборудования мотоцикла аккумуляторная батарея и генератор соединены между собой параллельно. С увеличением числа оборотов коленчатого вала двигателя повышается число оборотов якоря генератора, а следовательно, и его напряжение. Поэтому, если в цепи генератор—аккумуляторная батарея не будет никакого регулирующего устройства, то аккумуляторная батарея при повышении напряжения генератора будет систематически перезаряжаться, что приведет к выходу ее из строя. Если же напряжение генератора будет ниже напряжения аккумуляторной батареи, то последняя будет разряжаться через генератор, который при этом может также прийти в негодность.

    Функции такого регулирующего устройства выполняет реле обратного тока (РОТ) (рис. 63). Для обеспечения нормальной работы потребителей, установленных на мотоцикле, а также рационального режима заряда аккумуляторной батареи в заданных пределах в один блок с реле обратного тока включен специальный прибор - регулятор напряжения (РН).

    Реле обратного тока состоит из сердечника электромагнита 4, якорька 3 с пружиной 12, двух контактов 1,2 и ярма 13. На сердечник намотаны две обмотки: тонкая шунтовая (ШО) и толстая сериесная (СО). В свободном состоянии и при холостых (малых) оборотах двигателя контакты находятся в разомкнутом состоянии и все потребители получают питание от аккумуляторов. При возрастании числа оборотов якоря генератора повышается напряжение в сети. Соответственно повышается сила тока, проходящая через тонкую обмотку (ШО), сила притяжения сердечника преодолевает усилие пружины, якорек притягивается к сердечнику, контакты замыкаются, и электрический ток от генератора идет на зарядку аккумуляторной батареи и к другим потребителям. Как только напряжение генератора станет меньше э. д. с.1 батареи, контакты реле под действием пружины разомкнутся.


РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ

    Состоит из сердечника электромагнита 7, якорька 6, неподвижных и подвижного контактов 5, возвратной пружинки 8 и сопротивлений 9, 10. На сердечник регулятора напряжения намотаны три обмотки: шунтовая — ШО, компенсационная — КО и сериесная — СО. Когда якорь генератора не вращается или вращается с малым числом оборотов, двухсторонний подвижный контакт регулятора напряжения усилием пружины якорька прижат к верхнему неподвижному контакту, соединенному с массой. В этом случае обмотка возбуждения 11 генератора соединяется с массой через компенсационную обмотку КО и контакты 5 регулятора.

    С увеличением числа оборотов якоря генератора электрический ток, идущий через сериесную обмотку, намагничивает сердечник электромагнита и притягивает якорек 6 регулятора и его двухсторонний контакт 5 перемещается в среднее положение, то есть размыкается. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора и компенсационной обмотки включаются соединенные последовательно сопротивления 10 и 9 на 4,4 и 1,2 ом. При дальнейшем возрастании числа оборотов якоря добавочного сопротивления недостаточно для предупреждения возрастания напряжения генератора сверх заданного предела. Якорек 6 сильно притягивается к электромагниту и двухсторонний контакт 5 прижимается к нижнему неподвижному контакту, замыкая накоротко обмотку возбуждения генератора. Напряжение генератора уменьшается, якорек регулятора напряжения возвращается в среднее положение или замыкается с верхним неподвижным контактом. Вибрируя, якорек 6 с двухсторонним контактом поддерживает напряжение генератора в пределах 6,5—7 в.

    При перегрузке генератора сериесная обмотка регулятора, дополнительно намагничивая электромагнит, ограничивает величину максимального тока генератора.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ И УХОД ЗА НИМ.

    Регулятор напряжения отрегулирован на заводе - изготовителе и нарушать эту настройку без надобности не следует. Уход сводится к наблюдению за состоянием крепления проводов к клеммам реле и содержанию его в чистоте.

    Неисправность регулятора напряжения нарушает работу всей системы электрооборудования. Основными признаками неисправности являются: яркое горение ламп или перегорание их. Выкипание электролита и быстрый разряд аккумулятора, особенно при эксплуатации мотоциклам ночное время. Во время эксплуатации мотоцикла контроль за работой регулятора осуще-ществляется по красной контрольной лампочке, расположенной в фаре.

    Включение контрольной лампы на оборотах (1100— 1200 обIмин) свидетельствует о неправильной работе регулятора или генератора.

    Эксплуатация мотоцикла при включенной контрольной лампе ведет к разрядке аккумуляторной батареи. Релерегулятор — очень чувствительное устройство и доверить регулировку его можно специалисту, имеющему высокую квалификацию.


ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ

    Производится на холостом ходу генератора, то есть без каких-либо нагрузок. Поэтому между контактами 1 и 2 реле обратного тока необходимо проложить изоляционную прокладку из бумага. В этом случае катушка зажигания будет питаться от аккумуляторной батареи. К клеммам «я» и «м» подсоединить вольтметр. Запустить двигатель. На средних оборотах двигателя напряжения должно быть в пределах 7,3— 7,8 в. Если напряжение выходит из этих пределов, то вначале следует зачистить контакты 5 стальной пластиной (лезвием бритвы) толщиной 0,05—0,1 мм, но ни в коем случае не наждачной шкуркой. Зачистку производить только при неработающем двигателе. Если зачистка не дала положительных результатов, следует проверить зазор между якорьком и сердечником электромагнита 7 (0,9—1,1 мм), а также между контактами 5.

    Величина зазора между контактами 5 проверяется следующим образом: между якорьком 6 и сердечником электромагнита 7 вставить щуп толщиной 1 мм и прижать якорек к сердечнику. В этот момент зазор между контактами 5 должен быть 0,25—0,30 мм (проверяется вторым щупом). Если величина зазора не выдержана, необходимо подогнуть держатель верхнего контакта. Снова проверить зазоры и напряжение. При необходимости напряжение можно отрегулировать, изменяя натяжение пружины 8 якорька путем подгибки нижнего держателя пружины. С увеличением натяжения пружины напряжение в цепи будет увеличиваться, с ослаблением— уменьшаться. Подгибать держатель пружины надо при неработающем двигателе, а при проверке напряжения вольтметром двигатель должен работать на повышенных оборотах.

    После окончания регулировки регулятора напряжения следует убрать изоляционную прокладку из зазора между контактами реле обратного тока.



ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА РЕЛЕ ОБРАТНОГО ТОКА.

    Для проверки и регулировки реле обратного тока (РОТ) нужен амперметр с нулевым положением стрелки в середине шкалы (шкала 5-0-5А). Вольтметр подсоединяется так же, как и при регулировке регулятора напряжения, а амперметр — последовательно к аккумуляторной батарее.

    Прежде чем приступить к регулировке, необходимо проверить соответствие зазоров, величина которых должна быть: между контактами 1 и 2—0,25—0,35 мм и между якорьком 3 и сердечником электромагнита — 0,6—0,8 мм. При необходимости регулировки зазора между якорьком и сердечником следует сместить держатель контакта при ослабленных винтах.

    Зазор между контактами реле регулируется подгибкой стойки контакта. Для проверки напряжения надо запустить двигатель и, плавно добавляя обороты, заметить напряжение, при котором контакты 1 и 2 замкнутся. В момент замыкания контактов стрелка вольтметра слегка вздрагивает. Контакты должны замкнуться при напряжении в 6,0—6,4 в. Обратный ток включения реле при правильно установленных зазорах и напряжении включения должен быть в пределах 0,5—4 а. Если замыкание контактов происходит при большем напряжении, то нижний держатель пружины 12 надо подогнуть вверх, ослабляя усилие пружины. Если при меньшем, то держатель пружины отогнуть вниз. Регулировка производится на малых оборотах.