Городской транспорт Ижевска.
История ижевского автобуса.



   До начала XX века в Ижевске практически не было общественного транспорта, кроме пароходного сообщения через пруд.

   Первым видом современного общественного транспорта в городе стал автобус, затем появился трамвай, еще позже - троллейбус.

        1930 г. Общая длина всех дорог в Ижевске составляет 152 км, из них только 15 км замощены. Автобусного движения нет.

        За полгода до открытия регулярного движения, в феврале 1932 года, «Ижевская правда» напечатала объявление: «Движение автобуса. Ежедневно из дома Колхозника с заездом в дом техперсонала к поездам Казанского вокзала с 6 ч. утра, в 2 ч. дня и в 10 час. вечера и обратно. То же на Узгинский вокзал в 8 ч. утра, в 4 ч. дня и обратно. При наличии пассажиров может ходить два раза». Но это, так сказать, спецобслуживание для постояльцев гостиницы при Доме колхозника.

    В начале лета 1932 года «Ижевская правда» сообщила, что «коммунальный трест ставит в известность население города о том, что с 8 июня с. г. открывается автобусное сообщение». От еще старого Казанского вокзала самый первый маршрут ижевского автобуса пролег по Коммунальной (современная Горького) улице до Вятского (улица Кирова) переулка. Как положено, были и остановки – на Мокрецовском (улица Карла Либкнехта), у Клуба Октябрьской революции (будущий ДК машзавода, а ныне драматический театр) и у дома колхозника (нынче на этом месте возвышается ДК «Аксион»). А вот обратно автобус шел уже немного по-иному: от КОРа уходил на Советскую, а далее через Карлутскую площадь и площадь Свободы (Сенная) направлялся уже к вокзалу. Начало и окончание движения, как и положено, в рабочем городе, где люди на заводе работают в три смены – с пяти часов утра до часу ночи.

   Итог 8 июня 1932 года первый автобусный маршрут был открыт. Это произошло всего через 8 лет после того, как пассажирский автотранспорт появился в Москве. Первый автобусный маршрут протяженностью 11 км в Ижевске открывали лишь 2 машины с деревянными кузовами, собранными на заводе АМО. Но и этим несовершенным и мало приспособленным для перевозки людей машинам не суждено было долго поработать на благо ижевчан. Они сгорели, едва отработав пару месяцев. Документальных свидетельств обстоятельств этого происшествия 1932 года у нас нет, но по некоторым данным, частные извозчики, почувствовав серьезную угрозу для себя со стороны этого чуда техники, устроили поджог.
Старые фотографии плотины и Ижевского оружейного завода.
городской транспорт Ижевск история, первый водитель автобуса
984
Сергей Леньков, первый водитель городского автобуса в Ижевске.
Сергей Леньков, первый водитель городского автобуса в Ижевске.
Первые ижевские автобусы были деревянные. Ижевск. Старые фото.
Первые ижевские автобусы были деревянные. Ижевск. Старые фото.
Ижевский автобус на маршруте Ул. Металлургов - Р-н 65 бараков. Ижевск.
Ижевский автобус на маршруте "Ул. Металлургов -Р-н 65 бараков". Ижевск.

   IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
Центральный автовокзал 1969. Ижевск г.
Центральный автовокзал 1969. Ижевск г.
Автовокзал, Красноармейская 134А и Центральный рынок. Виден частный сектор Болота. 1979 год. Ижевск г.
Автовокзал 1979 год. Старые фото. Ижевск г.
Автовокзал 60-е. Ижевск. Старые фото.
Автовокзал 60-е. Ижевск. Старые фото.
Первый троллейбус пустили 7 ноября 1967г., в честь 50-летия Октября, это был маршрут №1. Ижевск, ул. Пушкинская.
Первый троллейбус пустили 7 ноября 1967г., в честь 50-летия Октября, это был маршрут №1.
Автобусы у гостиницы Центральная на ул. Советская, справа виден памятник Пастухову И.Д. у  у Александро-Невского собора. Ижевск г.
Автобусы у гостиницы "Центральная" Максима Горького 68, справа виден памятник Пастухову И.Д. у  у Александро-Невского собора. Ижевск г.
Компостер. Ижевск. СССР.
Троллейбус с автономным ходом Тролза-5265.08 Мегаполис на 14-м и 6-м маршрутах. Ижевск. 2017 г.
Троллейбус с автономным ходом Тролза-5265.08 "Мегаполис" на 14-м и 6-м маршрутах. Ижевск. 2017 г.
История развития транспорта в Удмуртии.
    Октябрь 2019 год. ИПОПАТ сегодня это: 83 городских, пригородных и междугородных маршрута. Более 1500 километров пригородных и почти 350 км городских маршрутов. 412 автобусов большого класса вместимости, более 93 миллионов пассажиров в год, 1300 работников в Ижевске. Два обособленных подразделения в Можге и Глазове - работают почти 400 человек и 100 автобусов. 24,3 км - самый длинный маршрут автобуса №36, оборотный круг от городок Металлургов и до завода Пластмасс и обратно. 48 лет и 10 месяцев - самый большой стаж работы на предприятии водителя автобуса Петра Александровича Жигалова. ИПОПАТ занимает 5 место (по оценкам BusinesStat) по России в рейтинге рынка городских автобусных перевозок. Ижевск стал третьим городом России по общему числу безналичных операций в общественном транспорте, а по количеству оплат на один терминал кондуктора занял 2 место.
Группа работников автогужтреста.
Группа работников автогужтреста. Автовокзал 1935 год. Располагался в районе современных перекрестка Горького и пер. Интернациональный. Автор фото - корреспондент газеты "Удмуртская Правда" Петр Катаев.
   "Автогужтрест" - так в 1930-40-е годы называлось предприятие, выполнявшее городские, внегородские пассажирские и грузовые перевозки. В 1934 году по Ижевску курсирует пять автобусов ГАЗ-03-30. Вот они, пять маршрутов из мая 1935 года: № 1 обслуживала 22-местная машина, следовавшая от Казанского вокзала до Гольянского поселка и обратно; № 2 – от Казанского вокзала до парка культуры и отдыха и обратно ходила 30-местная машина; № 3 обслуживал 16-местный автобус, шедший по маршруту: Казанский вокзал – улица Либкнехта – Короленко – Бородина – Свободы – Карлутская площадь – вокзал через улицы Ломоносова, Советскую и Энгельса; № 4 связывал парк культуры и отдыха с Гольянским поселком; № 5 следовал по маршруту: Увинский вокзал – Баранова – Ажимова Канава – улицы Либкнехта – Короленко – Советская – Энгельса и обратно. Обслуживал его 12-местный автобус. Движение начиналось в 6 часов утра и заканчивалось в час ночи. А вот два автобуса ставились в резерв, в выходные дни они обслуживали поток пассажиров в сторону парка. Можно, конечно, с высоты сегодняшнего дня улыбнуться, но, как ни крути, к весне 1937 года автопарк Ижевска насчитывал уже 17 автобусов.

        Первым в Удмуртии междугородный автобусный маршрут был открыт после того, как в 1934 году Ижевский "Автогужтрест" получил шестнадцатиместный автобус ГАЗ-03-60 (на базе автомобиля ГАЗ-АА Горьковского завода). Почему именно был открыт маршрут Ижевск - станция Чепца? Если взглянуть на карту Удмуртии тех времен, то все станет ясным. Ижевск и Глазов не были связаны железной дорогой. Чтобы добраться из Глазова в Ижевск, надо было ехать через Москву или Свердловск, теряя несколько суток. Автобус до Глазова выходил в рейс в 10 часов вечера, а приходил на конечную точку маршрута в 8 часов утра – 10 часов в пути!

        В 1935 году запускаются маршруты Ижевск-Глазов и Ижевск-Раскольниково.

    В январе 1946 года в Ижевске курсировало три 40-местных автобуса по маршруту Казанский вокзал – Увинский вокзал. В этом же месяце открылось автобусное сообщение центр города – мельничный комбинат.

        В 1951 году автопарк Ижевска пополняется новыми 50-местными автобусами ЗиС-155. Они обслуживают пять городских маршрутов общей протяженностью 37 км.

        В 1953 году автотранспорт разделяют на автобусный и грузовой автопарки. В "Автоконтору №1" входят автобусы и такси, в "Автоконтору №2" - весь грузовой транспорт.

        В 1966 году Ижевскую автотранспортную контору №1 переименовывают в Ижевский автобусный парк. Через год он получает новое название - Ижевское автотранспортное предприятие №1 (ИПАП-1).

        В 1970 году на Буммаше строится филиал Ижевского пассажирского автотранспортного предприятия - ИПАП-3.

        К 1972 году протяженность автобусных маршрутов в Ижевске составила уже 172 километра.

        8 мая 1973 года на базе ИПАП и ИПАП-1 создается новая структура - Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта, или ИПОПАТ. Его первым директором становится Геннадий Чукавин.

        2 марта 2007 года решением Правительства УР - ИПОПАТ проходит акционирование и становится ОАО "Ижевское производственное объединение пассажирского автотранспорта". Гендиректором становится Дмитрий Пивош.

   2017 г. Современный Ижевск имеет развитую систему общественного транспорта и транспортных коммуникаций. По объему пассажирских перевозок первое место в Ижевске принадлежит электротранспорту. На нем перевозится 52 процента пассажиров, на трамваях - 23 процента, доля троллейбусных перевозок составляет 29 процентов. Водным транспортом пользуется 150 тыс. пассажиров в год. Автобусами перевозится 48 процентов пассажиров. Всеми видами городского пассажирского транспорта Ижевска перевозится свыше 250 миллионов пассажиров в год, ежедневно, в среднем, до 700 тыс. пассажиров.

   В распоряжении жителей Ижевска и гостей столицы также железнодорожный и воздушный транспорт, с прямым сообщением со многими регионами России.

   Самый длинный маршрут Ижевского городского транспорта (2015 год):
- автобус №36;
- трамвай №5;
- троллейбус №1;
- теплоход "Ижевск-Воложка".
Автобус в Ижевске.
Схема автобусных маршрутов г. Ижевска. 1960–61 г.
Схема автобусных маршрутов г. Ижевска. 1960–61 г.
Автовокзал на улице Красноармейской. Ижевск.
Автовокзал на улице Красноармейской. Ижевск.