ИГРЫ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ УДМУРТОВ



НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ УДМУРТОВ
"Бросание лодыжек"


ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
"Игра в ашики или бабки", "Игра с битами, купиками или пуклями" , "Сваливание полена"


РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ДЕТЕЙ
"Игра в пропал"


ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ И ПЕСНИ
"Посмотрите-ка за хлев (огород)"
Песни и прибаутки ряженных


    Игра - это явление очень обширное и разноплановое. Разные исследователи определяют его по-разному. Одни ограничивают его рамками детства. Другие считают, что основной признак игры - наличие сложных правил. Третьи признают "настоящими" только спортивные игры. Есть точка зрения голландского культуролога Йохана Хейзинга, которая признает игрой все, что содержит в себе соревнования ("агон"): от скачек и бега наперегонки, рыцарского турнира и борьбы, до филосовского спора и поэзии, игры в шахматы и карты.

    Народная игра, как правило, возникает из обряда, смысл и значение которого уже забыты.

    Старейшими у удмуртов нужно признать игры обрядовые, приуроченные к общественным жертвоприношениям и молениям, к праздникам начала ледохода, первой борозды и окончания сева, к свадьбе, рождению ребенка и даже поминкам. Эти игры правильнее назвать забавами и развлечениями.

    Одним из самых популярных развлечений во время праздников были скачки и бег наперегонки. Скачки часто сочетались с объездом деревни. Девушки обходили деревню, собирая по 1-2 яйца с дома для нагрождения победителей.

    Еще одной очень распространенной игровой формой обрядового поведения является переодевание, ряжение в маски животных, представителей разных половозрастных групп и профессий. У удмуртов, как и у других народов, оно приурочено ко всем основным семейным обрядам: свадьбе, крестинам и поминкам, но особенно яркие формы принимает во время святок. Рядились "коровой", "лошадью", "медведем", "чертом", "нищим", "циганку". Мужчины наряжались стариками, а женщины - мужчинами. Взрослые женщины-ряженые ходили с подушкой на животе, изображая "беременных", или носили с собой "ребенка" - тряпичную куклу. Однако чаще всего святочные ряженые у удмуртов изображали души умерших, пришедших на землю, чтобы навестить своих родственников. Сценки с участием ряженых - это своеобразный импровизированный театр, в котором одна тема сменяет и продолжает другую. Однако помимо веселья и шутовства в этих сценках было скрыто немало серьезного, ритуального смысла. Главное их значение - испытание участников на выдержку, выносливость, смелость, что некогда было связано с обрядами "инициации".

    Устойчивой формой молодежных собраний, где формировались будущие брачные пары, были посиделки. Начилались посиделки с осени. Посиделки устраивали в банях (безусловный  архаизм). Посиделки устраиваются в каждом конце деревни свои и на них собирается молодежь только одного какого-либо конца или переулка деревни. Девушки приходят прясть, мужчины - плести лапти.

    Наиболее заметным событием в праздничной жизни удмуртской молодежи были весенне-летние гуляния, которые обычно проводились на спциально предназначенных для этого местах: на горе или пригорке, на меже, на мосту, в конце деревенской улицы. В центре площадки, предназначенной для гуляния, перед Пасхой устанавливались качели, после гуляний качели разламывались. Именно во время гуляний под качелями играли в большинство хороводных и подвижных игр. Отмечается также такая характерная деталь: гуляния у удмуртов устраивались только по ночам, а не днем или вечером, как у русских.

    Важным элементом народного веселья является игровая эротика. Именно эротический подтекст помогает часто создавать атмосферу шуток и игры.
национальные игры удмуртов, удмуртские народные игры

   А Блог     |  IZ-article.ru    |    А Блог    |    Турецкий язык     |     Статьи о Турции