"Игра в ашики или бабки"
"Игра с битами, купиками или пуклями" , "Сваливание полена".
УДМУРТСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ



    АШЫК, АШЫКЕН ШУДОН (д.Старые Юбери, д.Ягул, д.Муважи, д.Кузебаево), ЕАБК(А)ЭН ШУДОН (г.Можга, д.Верхняя Кузьма), К03Л0КЕН ШУДОН (д.Гожня, Д.Большие Ошворцы) - "Игра в ашики или бабки",
    ЛОДӤГА (д.Чуралуд,д.Большие Ошворцы), БИТАЕН ШУДОН (д.Ныши-Какси), КУПИК, ПУКЛЯ (д.Лонки-Ворцы), ПУКЛЁЕЗ (БЭК) МЫЛЬТЫСА (д.Чуралуд) - "Игра с битами, купиками или пуклями" , "Сваливание полена".

    Одна из игр, наиболее часто встречающихся в этнографических описаниях быта удмуртов прошлого века. В игры подобного типа играли еще в Древней Греции, а позднее они были распространены у тюркских народов и в областях Европы, испытавших тюркское влияние (например, в восточной части России и Украины, в Болгарии и Македонии и др.). О тюркском происхождении некоторых удмуртских вариантов игры свидетельствует и их название "ашыкен шудон", восходящее к соответствующим тюркским.

    Игра была известна во многих районах Удмуртии вплоть до второй мировой войны, причем особой популярностью пользовалась у мальчиков 10-16 лет, весной и летом развлекавшимися так целыми днями. В д.Кузебаево до 20-х годов "в ашики играли только парни, а в 30-40-годы к ним все чаще стали присоединяться и девушки. В более ранний период игра была приурочена к общественным молениям, гуляниям и праздникам, когда играли на деньги взрослые парни и иужчины до 30-40 лет. В д.Муважи с ашиками могли играть не только летом, но и зимой, причем дети 9-12 лет даже в комнате. В настоящее время игра почти повсеместно забыта или вытеснена похожими играми с чурками, камешками или пробками.

    В дд.Ягул и Старые Юбери играть начинали утром на Пасху и после этого играли вплоть до осени. Играли иальчики 14-17 лет (в д.Муважи - с 9 до 20 лет), в д.Ягул - на горе", где проходили все гуляния молодежи (гурезь Йыл). Для игры применяли овечьи или свиные бабки (ашыкед). которые ребята отдавали на страстной неделе или при окрашивании пряжи матерям, чтобы те покрасили их в разные цвеха (зеленый, красный, желтый и т.д.) вместе с пасхальными яйцами или шерстью - "для красоты".

    Перед началом игры определяли, кто будет начинать игру: двое игроков (по желанию) брали специальную бабку (понок). размером побольше остальных (например, коровью), которую употребляли как биту. Понок не красили, он высверливался снизу и заливался оловом для тяжести. Один из начинающих подбрасывал понок и смотрел, на какую сторону он упадет; если на сторону кымин (горбиком кверху), то право первого броска получал он, а в противном случае понок подбрасывал противник. После того как выясняли, кто бросает первым,проводили две черты (тодмо) на расстоянии примерно 5 метров друг от друга (расстояние зависело от возраста игроков). За одной из них оба начинающих игру участника ставили на землю две пары бабок перпендикулярно линии броска на расстоянии около 10 см друг от друга.

    Затем начинали бросать понком в ашыки со второй линии. Если бросающий промахивался, то ставил на кон еще два ашика и передавал право броска следующеиу игроку. Если попадал в цель - забирал себе сбитые ашыки. Остальные игроки присоединялись постепенно, выставляя на кон свою пару бабок. Так на кону скапливалось иногда до 30 пар ашыков.

    Игрок, у которого кончились ашики мог их купирь у друзей (10 пар ашыков стоило 10 копеек) или же выбывал из игры.

    В д.Старые Юбери каждый ставил по одному или, если мало игроков, по два ашыка на кон (в дд.Верхняя Кузьма и Ныши-Какси кости ставили в один ряд), располагая их в одну линию, перпендикулярно линии броска. Ашики выбивали с кона , железной битой (битой корт). Сбитые забирали себе (1 ашык
стоил 1-2 копейки), а их обладатели должны били выставлять взамен на кон другие. Тот, у кого иссяк запас костей, выбывал из игры.

    В аналогичную игру могли играть с большими голенными костями (козлок - д.Старые Юбери), которые часто раскрашивали в разные цвета, причем одну из них, залив оловом или свинцом, употребляли в качестве биты (бадӟым козлок "большой козлок" - дд.Муважи, Кузебаево). Иногда для этой цели использовали железный пpyт длиной 15-20 см, толщиной ох 3 до 5 см (дд.Ягул, Ныши-Какси) или металлическую плитку любой формы (козан - д.Муважи), которую специально заказывали у кузнеца.

    В д.Чуралуд кости (лодйга) ставили в очерченном прямоугольнике (гож), параллельно линии броска, а бросали в них круглой металлической битой (барлан) с шарообразным закруглением на конце (диаметром около 5-7 см, длиной - 10-15 см) или овальной галькой примерно такого же размера (дд.Чуралуд, Муважи).

    В д.Большие Ошворцы лодйга тоже ставили на кону примерно в сантиметре друг от друга параллельно линии броска (на расстоянии сколо 10 м от нее). В д.Муважи в такой игре бабки ставили на кон по договору - 2-3 штуки.

    Перед игрой кто-либо кричал: "Айда тйкиськом!" Все бежали на площадку в центре деревни, где обычно проходили все игры, и начинали жеребьевку на палке. Тот, кто оказался наверху (бадӟым), бросал первым, остальные - в порядке расположения рук (сверху вниз). В д.Мувахи могли меряться на небольшой палочке, перехватывая ее поочередно двумя пальцами: указательным и средним.

    Тот, кто попадал, забирал сбитые кости себе в карман (утэм - д.Муважи) и имел право одиу из сбитых костей поставить посреди кона, сантиметров на 20 дальше остальных лодйга и попытаться ее сбить. Такую кость называли лось (лось); по другим сведениям ее клали на бок, который назывался лось. Если игроку удавалось сбить лось, то он забирал себе все кости, стоящие на кону. При промахе же забирал только лось и уступал право броска следующему игроку. Эта разновидность игры могла употребляться также зимой, на льду (дд.Большие Ошворцы, Кузебаево).

    В п. Можга в 30-е годы из бабок (бабкаос) составляли различные фигуры и выбивали их с кона палкой, как городки. Первый бросающий определялся по выкрику: "Чур, мон первой!" ("Чур, я первый!") или "Чур, мон азьлон!" ("Чур, я вперед!").

    Выбитые с кона кости игроки забирали себе. В д.Муважи их "продавали" тем, у кого окончился личный запас, в обмен на щелчки по лбу двумя пальцами, смоченными слюной.

    В дд. Лонки-Ворцы и Чуралуд на праздники мальчики 10-13 лет играли в похожую игру с маленькими, от 3 до 8 см в высоту и от 1,5 до 3 см в диаметре, чурочками - купик, или пукля (в д.Балма - чульки). Примерно 20 штук таких чурочек ставили в одну линию на расстоянии 3-5 см друг от друга, параллельно линии броска, примерно в 3-5 м от нее, и сбивали овальной массивной галькой или металлической битой (панок - д.Лонки- Ворцы) или небольшой палкой (боды - д.Чуралуд, шальы - д.Балма). Игроку, набравшему меньше всех пукель давали щелбаны (тэшкылиос).

удмуртские подвижные игры, игра в ашики, игра в бабки, игра с купиками

   А Блог     |  IZ-article.ru    |    А Блог    |    Турецкий язык     |     Статьи о Турции