колеса мотоцикла иж

   А Блог     |  IZ-article.ru    |    А Блог    |    Турецкий язык     |     Статьи о Турции
    Колеса мотоцикла должны отвечать следующим требованиям:

—    иметь возможно меньший вес при достаточной прочности и жесткости (вес колес в сборе с тормозами составляет до 25% всего веса мотоцикла), учитывая, что колеса — это наиболее тяжелые неподрессоренные узлы;
—    обладать минимальным моментом инерции, что необходимо для улучшения приемистости мотоцикла.

    Размеры колес по диаметру обода колеблются от 10 до 23 дюймов, а по ширине профиля шины — от 2,3 до 4 дюймов (1 дюйм - 2,54 см). Самые маленькие 10...12 - дюймовые колеса применяются на мотороллерах, самые большие, 21 — 23 - дюймовые — на специальных спортивных мотоциклах. Дорожные мотоциклы имеют, как правило, колеса с диаметром обода 16... 19 дюймов (405...484 мм).

    Колеса с тем или иным диаметром обода имеют свои достоинства и недостатки, сопоставляя которые можно судить о целесообразности того или иного решения. Например, 19-дюймовые колеса хорошо держат дорогу, особенно при движении пр бездорожью и в мокрую погоду. Это объясняется тем, что колесо большого диаметра меньше погружается и застревает в выбоинах, чем колесо малого диаметра. Однако на большой скорости повернуть руль при 19-дюймовом переднем колесе труднее. Поэтому мотоцикл с такими колесами более устойчив, меньше подвержен заносу. Колесо такого размера в меньшей степени склонно к пробуксовке.

    У колеса с диаметром обода 16 дюймов свои преимущества. Оно легче, поэтому быстрее раскручивается. Мотоцикл с такими колесами динамичнее. При таком размере колеса можно довольно низко расположить грязевой щиток, а это улучшает обдув двигателя встречным потоком воздуха. Центр тяжести мотоцикла также несколько понижается, а значит, повышается его устойчивость, комфортабельность подвески и уменьшается гироскопический момент колеса. Одновременно улучшается и маневренность. Сопоставление этих за и против привело к тому, что на большей части мотоциклов в последние годы стали применять колеса с диаметром обода промежуточного размера — 18 дюймов, сочетающие в себе достоинства тех и других.

    Обод колеса изготовляют обычно из листовой стали путем вальцовки. Для отечественных мотоциклов размеры профиля поперечного сечения, диаметр обода и соответственно размеры шин определены стандартом. Жесткость обода увеличивают изменением профиля и введением на внутреннем диаметре двух кольцевых ребер жесткости — реборд. В последнее время на некоторых дорожных мотоциклах также устанавливают алюминиевые обода как вальцованные, так и литые. Обод и ступица соединены между собой спицами, которых обычно 36 или 40. На ижевских мотоциклах их 36. Они расположены таким образом, что половина из них, направленная в одну сторону, воспринимает основные нагрузки при разгоне мотоцикла; а другая половина, имеющая противоположную направленность, работает, главным образом, при торможении. Нагрузка от силы тяжести также воспринимается спицами. Спицы делятся на прямые и с загнутым концом. Спица с загнутым концом неравнопрочная, с наиболее опасным сечением в месте изгиба. Прямая спица равнопрочная, а, следовательно, и более надежная.

    Колеса разделяются на легкосъемные и нелегкосъемные, взаимозаменяемые и невзаимозаменяемые. Если на переднем колесе имеется тормозной барабан, скрепленный со ступицей, или на заднем — барабан и звездочка, соединенные с ней в одно целое,— это нелегкосъемные колеса. Их приходится демонтировать вместе с тормозом и цепью и выполнять при этом значительный объем операций.

    Взаимозаменяемые колеса устроены так, что любое из них может быть установлено как в переднюю вилку, так и назад или на боковой прицеп. Как правило, взаимозаменяемые колеса являются и легкосъемными.

    На мотоциклах “ИЖ” с 1970 года устанавливают колеса с литой алюминиевой ступицей. Они имеют широкие тормозные барабаны, позволяющие применять широкие тормозные колодки. Форма края ступицы выполнена для установки прямых спиц без загибов на концах, что исключает обрывы спиц. Для защиты тормозов от попадания пыли и грязи на крышке переднего тормозного барабана и кожухе задней звездочки предусмотрены кольцевые канавки, которые вместе с торцами литых ступиц образуют уплотнительные лабиринты. Для повышения нагрузочной способности и долговечности работы увеличена длина шлицевого соединения втулки ступицы с корпусом звездочки цепной передачи. В связи с этими различиями колеса с литой и штампованной ступицами не взаимозаменяемы (заменяются только вместе с передней тормозной крышкой и кожухом в сборе со звездочкой привода заднего колеса).

    В ступицу запрессованы два шарикоподшипника с распорной втулкой между ними. (Левый подшипник колеса защищен уплотнением.) В ступицу колеса залито кольцо тормозного барабана и приклепана втулка со шлицами. Если колесо используется в качестве переднего, на шлицы надевается червячное колесо редуктора спидометра, если в качестве заднего — шлицы соединяются с ведомой звездочкой задней цепной передачи. Чтобы масло не попадало на тормозной барабан, крышка тормозная передняя и кожух задней звездочки имеют сальниковые уплотнения.

    На ижевских мотоциклах со спицо-ванными колесами устанавливаются шины размером 3,5—18 дюймов. При эксплуатации постоянно следите за давлением в шинах переднего и заднего колес, которое должно соответствовать следующим величинам, МПа (кгс/см2):

колесо переднее— 0,15+0,01(1,5+0,1)
колесо заднее — 0,21 +0,01 (2,1+0,1)
колесо заднее для мотоцикла с боковым прицепом — 0,25+0,01 (2,5+0,1)
колесо бокового прицепа 0,15+0,01 (1,5+0,01)

    В связи с тем, что колеса на вашем мотоцикле взаимозаменяемые, в сроки, предусмотренные ТО-1 и ТО-2, необходимо менять колеса местами, то есть заднее колесо устанавливать вместо переднего и наоборот. На мотоцикле с боковым прицепом рекомендуется заднее колесо устанавливать вперед, переднее колесо — на боковой прицеп и колесо бокового прицепа назад. Такая перестановка обеспечивает равномерный износ протектора шин на всех колесах.

Снятие и разборка переднего колеса.

    Отсоедините от тормозной крышки трос ручного тормоза и гибкий вал спидометра.

    Ослабьте затяжку болта наконечника левой скользящей трубы телескопической вилки и выверните ось колеса (резьба левая).

    Наклоните мотоцикл и выведите колесо из телескопической вилки. Снимите со ступицы колеса тормозную крышку 9 (рис. 4.14).

    Ослабьте затяжку стяжного болта и снимите рычаг тормоза с кулачка. Снимите тормозные колодки 7, сальник 3 и выньте кулачок тормоза 8.

    Снимите стопорное кольцо 4 со ступицы зубчатого колеса редуктора спидометра и втулку 6. Выпрессуйте подшипники при их замене, для чего:

—    отверните корпус сальника, снимите декоративную крышку и шайбу;
—    выпрессуйте левый подшипник через отверстие правого подшипника и распорной втулки;
—    выньте распорную втулку и выпрессуйте правый подшипник. Замените изношенные втулку редуктора спидометра, шестерню и колесо, сальник колеса, если его рабочие кромки потеряли эластичность, повреждены или имеют большой износ, поврежденный или изношенный подшипник, а также опорную втулку, имеющую большой износ. Замасленные накладки тормозных колодок промойте в бензине. При небольшом износе накладок для улучшения эффективности торможения под пяту колодок установите регулировочные шайбы. Перепад между ободом и втулкой ступицы составляет 11,3+1 мм.

    Снятие заднего колеса производите в следующем порядке:

—   снимите седло;
—   отверните гайку оси заднего колеса (резьба левая);
—    выбейте ось и удалите распорную втулку;
—    снимите колесо, подвигая его влево, вперед и вверх.

    Определение возможных неисправностей и ремонт производите так же, как и переднего колеса. Перепад между ободом и втулкой ступицы составляет 11,3+1 мм.

    Перед сборкой колеса смажьте консистентной смазкой полость между подшипниками, подшипники и сальник, шестерню и оси кулачков тормоза.

    Сборку и установку колес производите в порядке, обратном разборке.

    При установке заднего колеса распорную втулку установите торцом с малым диаметром в сторону корпуса сальника колеса.

    Регулировка натяжения спиц, правка обода. В процессе эксплуатации мотоцикла необходимо следить за натяжением спиц и в случае ослабления равномерно подтягивать их по всей окружности обода. Найти ослабленные спицы довольно просто: поворачивая вывешенное колесо, нужно постукивать по спицам легким ключом. Натянутые спицы звенят на высокой ноте, ослабленные дребезжат. Желательно, чтобы звучание у всех спиц было одинаковым. Чтобы спица не проворачивалась (это относится только к прямым спицам), ее зажимают приспособлением для выпрессовки оси звена цепи или ручными тисками. Незначительную подтяжку спиц можно делать без снятия шины с обода (рис. 4.15). Для замены лопнувших спиц и проверки биения обода шину следует снять.


Рис. 4.14. Ступица переднего колеса с тормозной крышкой:

1— сальник в сборе, 2— втулка распорная, 3— сальник, 4— кольцо стопорное, 5— колесо зубчатое, 6— втулка, 7— колодка, 8— кулачок, 9— крышка тормозная
Ступица переднего колеса с тормозной крышкой мотоцикла ИЖ
Регулировка натяжения спиц мотоцикла ИЖ
    Устранение биения обода — операция довольно сложная, доступная лишь опытным водителям, обладающим слесарными навыками. Она удается также тем, кто когда-либо устранял "восьмерки" на велосипедах. Суть заключается в том, что ступица надевается на ось, закрепленную в тисках (рис. 4.16).
Регулировка натяжения спиц, правка обода мотоцикла ИЖ
Рис. 4.16. Регулировка натяжения спиц, правка обода:

а)    определение радиального биения;
б)    определение осевого биения;
в)    определение размера А

    Колесо раскручивается, и к нему осторожно придвигается на опоре мел. Если он приближается по радиусу обода (а), первые штрихи покажут места наибольшего радиального биения; если мел подносить с торца (б), будут отмечены крайние положения торцового биения (восьмерки). Наибольшее допустимое биение — 1,5 мм как по радиусу, так и в торцовом направлении. Размер h (в) зависит от типа мотоцикла. Для мотоциклов ИЖ, например, он равен 7,8+1 мм. Если после регулировки обнаружилось, что некоторые спицы выступают из обода, концы их необходимо убрать полукруглым напильником или наждачным кругом.

    При забортовке колеса не забудьте надеть ободную ленту.

    Цельнолитые колеса. Для всех мотоциклов ИЖ традиционным было применение спицованных колес. Начиная с 1990 года, выпускаются мотоциклы ИЖП5 в комплектации с литыми колесами, новой телескопической вилкой и дисковым тормозом — это первый отечественный мотоцикл, оснащенный такими колесами. Они отлиты из специального алюминиевого сплава. Этот материал допускает некоторые деформации, но по сравнению с традиционным колесом, имеющим проволочные спицы, цельнолитое заметно жестче (особенно в торцовом направлении) и прочнее, что особенно важно, когда применяются дисковые тормоза, которые по сравнению с барабанными создают более высокие нагрузки на спицы. Литые колеса не нуждаются в периодической подтяжке спиц, их легче очищать от засохшей грязи, наконец, у них привлекательный внешний вид. Ижмаш выпускает литые колеса для шин размером 3,25x19 (переднее колесо) и 3,50x18 дюймов (заднее колесо), их масса соответственно составляет (без шины и камеры) 7,6 и 7,0 кг, в то время как у спицованного колеса традиционной конструкции для шины размером 3,50х 18 дюймов масса равна 6,6 кг. Колеса разного диаметра обеспечивают лучшую управляемость и устойчивость мотоцикла.
Детали: колесо переднее,
механизм тормозной
мотоциклов
ИЖ-Планета -5, -4, -3 и
ИЖ-Юпитер  -5, -4, -3.
Детали: колесо заднее, механизм тормозной
и передача силовая
мотоциклов
ИЖ-Планета -5, -4, -3 и
ИЖ-Юпитер  -5, -4, -3.
Колёса
мотоцикла ИЖ

другой источник