IZarticle                |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
коробка передач иж 2126
Механизм и привод переключения передач ИЖ-2126
Техническая характеристика

Тип коробки передач:  -   шестеренчатая четырехходовая пятиступенчатая, с синхронизаторами для всех передач переднего хода
Тип шестерен:
    передач переднего хода  -   косозубые с постоянным зацеплением
    передач заднего хода  -   прямозубые
Зазор между зубьями в зацеплении шестерен, мм  -   0,1
Радиальный зазор между шестернями 3-й и 5-й передач и вторичный валом, мм:
    номинальный  -   0,05...0,1,
    предельно допустимый  - 0,15
Максимально допустимый зазор в подшипниках, мм:
    радиальный   -  0,05
    осевой  -   0,5
Передаточные числа передач:
    первая  -   3,190
    вторая  -   1,864
    третья   -  1,329
    четвертая   -  1,000
    пятая   -  0,806
    задний ход  -   4,253
Заправочная емкость картера, л      1,6
Устройство

    Коробка передач состоит из первичного, вторичного, промежуточного валов, картера, задней крышки и механизма переключения передач.

    Первичный вал 1 (рис. 3-21) изготовлен как одно целое с шестерней постоянного зацепления. Он вращается в двух шариковых подшипниках, передний - запрессован в гнездо торца коленчатого вала, задний подшипник 56 помещен в передней стенке картера 52 коробки передач, поджимается тарельчатой пружиной и уплотняется сальником, расположенным в картере сцепления.

    Промежуточный вал 49 изготовлен в виде блока шестерен и опирается на два подшипника. Передний подшипник 55 роликовый установлен на промежуточном валу и закреплен на нем шайбой 53 и болтом 54. Задний подшипник 41 шариковый двухрядный, закреплен на валу шайбой 37 и болтом 38 и фиксируется в картере 52 задней крышкой 43.

    Вторичный вал 30 установлен в двух подшипниках. Передний роликовый подшипник 57 расположен в расточке первичного вала, задний подшипник 21 установлен в задней стенке картера коробки и зафиксирован с помощью задней крышки и упорной шайбы 20 и уплотнен манжетой 27, расположенной в этой же крышке.

    На вторичном валу свободно размещены шестерни 11 и 14 третьей и пятой передач, шестерни 19 и 15 первой и второй передач установлены на валу на игольчатых подшипниках. Все шестерни находятся в постоянном зацеплении с соответствующими венцами блока шестерен промежуточного вала 49.

    На переднем конце вторичного вала имеются три шлица, на которых крепятся ступицы скользящих муфт синхронизаторов третьей, четвертой и пятой передач. Ступица синхронивиде блока шестерен и опирается на два подшипника. Передний подшипник 55 роликовый установлен на промежуточном валу и закреплен на нем шайбой 53 и болтом 54. Задний подшипник 41 шариковый двухрядный, закреплен на валу шайбой 37 и болтом 38 и фиксируется в картере 52 задней крышкой 43.

    Вторичный вал 30 установлен в двух подшипниках. Передний роликовый подшипник 57 расположен в расточке первичного вала, задний подшипник 21 установлен в задней стенке картера коробки и зафиксирован с помощью задней крышки и упорной шайбы 20 и уплотнен манжетой 27, расположенной в этой же крышке.

    На вторичном валу свободно размещены шестерни 11 и 14 третьей и пятой передач, шестерни 19 и 15 первой и второй передач установлены на валу на игольчатых подшипниках. Все шестерни находятся в постоянном зацеплении с соответствующими венцами блока шестерен промежуточного вала 49.

    На переднем конце вторичного вала имеются три шлица, на которых крепятся ступицы скользящих муфт синхронизаторов третьей, четвертой и пятой передач. Ступица синхронизатора первой и второй передач закреплена на валу шпонкой 23. Шестерня заднего хода 18 выполнена на скользящей муфте синхронизатора первой и второй передач. На задней шейке вала размещена ведущая шестерня 26 привода спидометра, фланец эластичной муфты 35 карданного вала насажен на шлицы вала и фиксируется гайкой 29 со стопорной шайбой 34.

    Промежуточная шестерня 45 заднего хода установлена на роликовом подшипнике на оси 48, запрессованной в отверстиях картера коробки передач и зафиксированной от поворота шариком 42. При включении заднего хода шестерня 45 одновременно входит в зацепление с зубьями шестерен заднего хода на промежуточном валу и соответствующим венцом блока шестерен, что обеспечивает передачу крутящего момента от промежуточного вала на вторичный вал.

    Синхронизаторы всех передач переднего хода состоят из ступиц 10, 12, 22, скользящих муфт 13, 18, 51, блокирующих колец 9, 17 и пружинных разрезных колец.

    Скользящая муфта соединяется с вторичным валом коробки передач через ступицу, жестко связанную с валом.

    Блокирующее кольцо соединяется со ступицей через три выступа на торце ступицы и три паза на зубчатом венце блокирующего кольца. Пружинное разрезное кольцо устанавливается между блокирующим кольцом и ступицей синхронизатора и тремя своими выступами, проходящими через пазы на ступице, взаимодействует со скользящей муфтой.

    При включении передачи муфта через пружинное кольцо поджимает блокирующее кольцо к конусной поверхности шестерни включаемой передачи, происходит сцепление конусов шестерни и блокирующего кольца, после чего повернувшееся на ограниченный угол кольцо относительно ступицы блокирует дальнейшее продвижение муфты синхронизатора до тех пор, пока не произойдет полное выравнивание относительных скоростей шестерни включаемой передачи и вторичного вала. Тем самым обеспечивается безударное включение передачи.

    Механизм переключения передач размещен в верхней крышке 1 (рис. 3-22), в него входят:

1)    составной рычаг переключения передач 8, 28, 29, 30, 31,32;

2)    четыре штока 38,43, 45, 50, на которых закреплены вилки переключения передач 27, 51,56, 57;

3)    фиксаторы 2, 3, 4 штоков;

4)    замковое устройство 2, 42 штоков. Переключение передач производится с помощью стержня 32 рычага переключения передач 8, выведенного через пол кузова справа от места водителя. Стержень рычага переключения передач снабжен демпфирующим устройством, поглощающим вибрации и обеспечивающим плавное включение передач.

    Для предотвращения самопроизвольного выключения передач имеются фиксаторы, состоящие из шариков 2 и пружин 3. Блокировочное устройство, состоящее из двух толкателей 42 и трех шариков 2, предохраняет коробку от одновременного включения двух передач. При помощи пружины 22 нижняя головка рычага переключения всегда располагается в нейтральном положении в головке штока включения третьей и четвертой передач 44.

    С левой стороны механизма переключения располагается выключатель 58 света заднего хода.