муфта сцепления мотоцикла, муфта сцепления иж планета, муфта сцепления иж юпитер, механизм сцепления мотоцикла
Муфта сцепления и ее устройство
ИЖ-Ю3, ИЖ-Ю3К, ИЖ-Ю3-01, ИЖ-П3, ИЖ-П3-01
Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
Мотоциклы Иж. Статьи.

   IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
Муфта сцепления и ее устройство ИЖ-Ю3, ИЖ-Ю3К, ИЖ-Ю3-01, ИЖ-П3, ИЖ-П3-01
РЕГУЛИРОВКА СЦЕПЛЕНИЯ ИЖ-ПЗ и ИЖ-ЮЗ
    Муфты сцепления мотоциклов ИЖ-ПЗ, ИЖ-ЮЗ смонтированы на левом конце первичного вала коробки передач и имеют одинаковую конструкцию, за исключением разницы количества зубьев на наружном барабане. Они служат для передачи крутящего момента от коленчатого вала к коробке передач. При эксплуатации мотоцикла (в момент трогания или остановки, при переключении передач) необходимо плавно разъединять и соединять коленчатый вал и коробку передач. Эту функцию также выполняет муфта сцепления.

    Принцип действия сцепления основан на передаче крутящего момента от двигателя при помощи сил трения через набор прижатых один к другому вращающихся дисков 8 и 9 (рис. 29).

    Муфта состоит из наружного барабана 10 (рис. 29), внутреннего барабана 6, ведущих дисков 3, ведомых дисков 9, пружин 4 и механизма выключения муфты сцепления. Наружный барабан муфты сцепления имеет зубчатый венец, на который надевается моторная цепь. Количество зубьев под цепь у наружных барабанов сцепления мотоциклов ИЖ-ПЗ, ИЖ-ЮЗ разное, поэтому они не взаимозаменяемые. Наружный барабан на первичном валу установлен на шариковом подшипнике 11 и втулке 12. Внутри барабана имеются продольные пазы, служащие для зацепления с выступами ведущих дисков сцепления. Ведущие диски изготовлены из пластмассы, которая обладает высоким коэффициентом трения по стали.

    Внутренний барабан, как и наружный, изготовлен из чугуна и соединяется с первичным валом через шлицы. Для предотвращения отвинчивания гайки, крепящей внутренний барабан на первичном валу, служит зубчатая стопорная шайба 15. Снаружи на барабане имеются продольные пазы, в которые входят ведомые стальные диски. Крайний внутренний диск является опорным и имеет увеличенную толщину.

    В днище барабана запрессовано пять резьбовых шпилек 14, на которые надеты центрирующие стаканчики 5. Внутри стаканчиков, вставленных в нажимной диск, расположены пружины 4, сжатие пружин производится при помощи гаек 3.

    Нажимной диск 7 муфт сцепления мотоциклов ИЖ-ПЗ и ИЖ-ЮЗ имеет разную конструкцию. У мотоцикла ИЖ-ЮЗ в центре нажимного диска смонтирован регулировочный винт с контргайкой.

МЕХАНИЗМ СЦЕПЛЕНИЯ МОТОЦИКЛА ИЖ-ПЗ

    Выключение муфты сцепления на мотоцикле ИЖ-П3 осуществляется червячным механизмом, смонтированным в правой крышке картера (рис. 13). Он состоит из червяка 49 с крупной трапециодальной резьбой и может поворачиваться на некоторый угол. При повороте червяк перемещается вдоль оси и через регулировочный винт 47 нажимает на шарик, который, в свою очередь, перемещает шток 21, пропущенный через отверстие в первичном валу. Грибок штока, упираясь в нажимной диск 18, освобождает пружины, и сцепление выключается. Управление сцеплением осуществляется рычагом, установленным на руле слева. При нажатии на рычаг поводок с червяком поворачивается, и муфта сцепления выключается. В первоначальное положение рычаг возвращается под действием пружины.

РЕГУЛИРОВКА СЦЕПЛЕНИЯ ИЖ-ПЗ.

    Нормальная работа муфты сцепления и механизма выключения обеспечивается при условии, если конец рычага сцепления имеет свободный ход в пределах 5—8 мм.

    Для регулировки необходимо отвинтить гайку, фиксирующую регулировочный винт 47 (рис. 13) в червяке от самоотвинчивания, и затем поворотом винта установить свободный ход рычага сцепления. Для уменьшения свободного хода рычага сцепления винт необходимо завинтить, для увеличения — вывинтить (рис. 30), После регулировки для фиксации положения винта гайку необходимо затянуть.

МЕХАНИЗМ СЦЕПЛЕНИЯ МОТОЦИКЛА ИЖ-ЮЗ

    Механизм выключения муфты сцепления мотоцикла ИЖ-ЮЗ значительно отличается от механизма выключения ИЖ-ПЗ (рис. 12). Он сблокирован с механизмом переключения передач, что позволяет производить выключение муфты сцепления при переключении передач автоматически или ручным рычагом на руле.

    Пользоваться рычагом сцепления на руле рекомендуется при трогании мотоцикла, а при переключении передач во время движения удобнее использовать автомат для выключения сцепления. .При нажатии на рычаг переключения сначала выключается сцепление за счет рычага автомата 51, который поворачивается на оси под действием кулачка 44. Толкатель 52 передает усилие через шарик на шток, который, упираясь в регулировочный винт 20, освобождает пружины. Диски муфты сцепления разъединяются, и муфта выключается.

    При ручном выжиме муфты сцепления рычаг автомата получает движение за счет рычага на руле, соединенного с поводком рычага автомата. Возвращение педали переключения и рычага на руле в первоначальное положение производится под действием пружины 43.

РЕГУЛИРОВКА СЦЕПЛЕНИЯ ИЖ-ЮЗ.

    Для регулировки муфты сцепления необходимо снять крышку люка, установленную на левой крышке картера; нажать на рычаг переключения передач и вынуть трос сцепления из регулировочного винта на руле. Ослабив гайку, фиксирующую регулировочный винт 20 (рис. 12), завинтить винт до упора, затем отвинтить на 1/4—1/2 оборота и затянуть гайку.

    Нажимая рычаг переключения передач вверх и вниз, определить величину свободного хода. Конец рычага переключения должен иметь свободный ход в пределах 5—6 мм. После этого регулировочным винтом, расположенным в кронштейне рычага сцепления на руле, необходимо установить свободный ход рычага в пределах 5—8 мм.

УХОД ЗА СЦЕПЛЕНИЕМ.

    Уход за сцеплением мотоциклов ИЖ-ПЗ, ИЖ-ЮЗ заключается в своевременном дополнении и смене масла, заливаемого в коробку передач, и регулировке свободного хода механизма выключения передач.

    Работа механизма сцепления, наличие свободного хода рычагов выключения проверяется периодически

Муфта сцепления и механизм управления сцеплением ИЖ-Юпитер3
Муфта сцепления и механизм управления сцеплением ИЖ-Планета3