Приборы  освещения, световой и звуковой сигнализации
мотоциклов ИЖ-Планета -5 и ИЖ-Юпитер  -5.

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
Мотоциклы Иж. Статьи.
схема электрооборудования иж юпитер 5, электрическая схема иж юпитер 5 с обозначениями, схема электрооборудования иж планета 5, электрическая схема мотоцикла иж планета 5, электрическая планета 5-01

   А Блог     |  IZ-article.ru    |    А Блог    |    Турецкий язык     |     Статьи о Турции
Электрооборудование
ИЖ-Планета-5, -4, -3
ИЖ-Юпитер-5, -4, -3.
    На рис. 5.15 показаны приборы мотоциклов Планета и Юпитер (кроме моделей Планета 5-01, Планета 6 и Планета 5 выпуска с 1995 года). Обозначения, наименования и количество приборов приведены в табл. 5.24.

Приборы освещения, световой и звуковой сигнализации мотоциклов Планета 5, Юпитер 5
Приборы освещения, световой и звуковой сигнализации мотоциклов Планета и Юпитер
    Те же самые приборы моделей Планета 6, Планета 5 выпуска с 1995 года, Планета 5-01 показаны на рис. 5.16 и в табл. 5.26.
Приборы освещения, световой и звуковой сигнализации мотоциклов Планета 5-01 и Планета 6
Приборы системы освещения, световой и звуковой сигнализации мотоциклов Планета 5 (1995), Планета 5-01, Планета 6
    Фара. Мотоциклы ИЖ комплектуются фарой типа ФГ-137-Б1 (табл. 5.23), предназначенной для освещения полотна дороги перед транспортным средством и имеющей два световых режима: дальний свет, используемый при отсутствии встречного транспорта, и ближний свет, используемый при движении в городах и при разъезде со встречным транспортом.

    Кроме того, фара предназначена для обозначения переднего габарита и освещения мотоцикла на стоянке.

Техническая характеристика мотоциклетной фары ФГ 137 Б1
    Корпус фары стальной, окрашенный эмалью черного цвета, наружный ободок хромированный.

    Фара крепится на кронштейнах передней вилки мотоцикла с помощью двух болтов М8.

    Регулировка светового пучка ближнего света осуществляется вручную.

    Неправильно отрегулированные фары мешают водителям встречного транспорта и не обеспечивают хорошего освещения полотна дороги и обочины. Существует ряд факторов, влияющих на положение фары: давление в шинах, состояние пружины перед ней подвески, разность усилий пру жин передней и задней подвесок Все эти факторы переменные, поэтому положение фары следует по стоянно проверять и при необходимости регулировать.

    Регулировку света фары выполниют на ровной площадке при условии снаряженного мотоцикла, нормального давления воздуха в шинах и нагрузке — один водитель. При регулировке необходимо установить фару так, чтобы луч ближнего света отклонялся вниз (к полотну доро ги) на величину 1 —1,5. Методика проверки положения фары дана в Руководстве по эксплуатации мотоцикла.

    Техническое обслуживание и ремонт фары проводится по мере необходимости. Плохая освещенность дороги может быть вызвана загрязнением стекла и отражателя. В этом случае стекло и отражатель необходимо промыть чистой водой и просушить. Нельзя удалять пыль с отражателя салфеткой или другим обтирочным материалом, так как при этом можно повредить алюминиевый слой.

    Прежде применялись фары, в корпусе которых устанавливались также спидометр и замок зажигания с центральным переключателем. На мотоциклах последних моделей фара полностью герметизирована.

    Отсутствие дальнего, ближнего и стояночного света, а также света контрольных ламп и лампы подсветки шкалы спидометра может быть вызвано перегоранием ламп, отсутствием контакта лампы или отсоединением провода от клеммы. Для проверки исправности лампы ее надо подключить к клеммам аккумулятора. Для обеспечения электрического контакта в патроне большой лампы оптического элемента следует немного отогнуть пружинки патрона. При стоянке мотоцикла предохранительная защелка на корпусе фары должна закрывать отверстие под ключ во избежание попадания влаги и пыли. Недопустимо включение зажигания сильными ударами по ключу — это может вывести замок из строя.

    При повреждении рассеивателя фары замените весь оптический элемент (рассеиватель с отражателем). Исправность электрических цепей переключателей проверяйте контрольной лампой с источником питания или специальным прибором согласно монтажной электрической схеме.
    Фонарь задний. На мотоциклах ИЖ и боковых прицепах к ним применяется фонарь задний с комбинированными огнями: стоп-сигналом, освещения номерного знака, задним габаритным огнем и световозвращателем прямоугольной формы.

    Корпус фонаря выполнен из пластмассы черного цвета, рассеиватель и световозвращатель прозрачнокрасного цвета, вставка освещения номерного знака из прозрачно-бесцветной пластмассы.

    Задние фонари всех мотоциклов имеют две лампы. Одна лампа (А 12-5) является габаритной и через белый рассеиватель освещает номерной знак. Другая, большей мощности (А 12-21-3), загорается при нажатии на педаль заднего тормоза и служит стоп-сигналом. Датчик стоп-сигнала связан с педалью тормоза тягой. Положение датчика, а следовательно, и момент включения лампы можно регулировать, перемещая корпус датчика.

    На мотоциклах ИЖ (начиная с ИЖПЗ-01) стоп-сигнал загорается также и при нажатии на рычаг переднего (ручного) тормоза.

    Его датчик установлен в правом кронштейне на руле.

   Фонари-указатели поворота. На мотоциклах Планета 5, Юпитер 5 устанавливаются фонари-указатели поворота типа 162-3726 или 7.109-3726. На мотоциклах Планета 5-01 и Планета 5 с 1995 года только фонари 7.109-3726.

    Фонари 162-3726 круглой формы, с корпусом из пластмассы черного цвета и прозрачно-оранжевыми рассеивателями. Патрон и контактная группа фонаря размещены на кронштейне из цинкового сплава, составляя единый легкосъемный неразборный узел. В приливе кронштейна выполнено резьбовое отверстие М12 для соединения фонарей с монтажной труб кой при сборке мотоциклов. Фонари 7.109-3726 трапецеидальной формы на эластичной стойке, что повышает долговечность работы ламп и фонарей. Подключаются фонари двумя выводами.

    Возможные неисправности при установке фонарей переключателей поворота в рабочее положение:

— лампы указателей поворота не горят из-за обрыва или замыкания в цепи питания ламп фонарей, неисправности переключателей поворота или неисправности реле-прерывателя;
— лампы указателей поворота горят, но не "мигают" из-за неисправности реле-прерывателя. Реле-прерыватель указателей поворота ИЖРП4 предназначено для прерывания цепи питания двух сигнальных ламп указателей поворота мощностью по 25 Вт и контрольной лампы мощностью 3 Вт при напряжении 13,5 В.

    Параметры реле-прерывателя ИЖРП4 приведены в табл. 5.28.


Техническая характеристика фонаря заднего мотоцикла ИЖ
    Боковые световозвращатели. Передние боковые световозвращатели, предназначенные для обозначения неработающих мотоциклов в темное время суток, устанавливаются на кронштейнах крепления фары. Параметры световозвращателей приведены в табл. 5.29.

    Оптический элемент световозвращателя герметично соединен с металлическим штампованным корпусом методом завальцовки.

    Сигнал звуковой. Мотоциклы ИЖ с 12-вольтным электрооборудованием комплектуются звуковым безрупорным сигналом постоянного тока типа С205-Б с электромагнитной системой воздействия на мембрану. Прерыватель сигнала звукового — контактный электромагнитный, мембранный узел с цилиндрическим якорем и резонатором.

    Подвеска сигнала рессорная, подключение в электросеть штекерное. На мотоциклах ИЖ с 6-вольтным электрооборудованием применялись звуковые сигналы С-37. Все эти сигналы вибрационного типа устроены практически одинаково и работают следующим образом.

    При нажатии кнопки включения звукового сигнала, расположенной на руле, ток проходит через обмотку, и магнитный сердечник притягивает к себе установленную на фланце корпуса мембрану. Мембрана прогибается и плоскостью якоря отжимает текстолитовую пластину, вследствие чего контакты размыкаются и разрывают цепь. Сердечник размагничивается, мембрана отходит в исходное положение, контакты снова замыкаются. Цикл повторяется до тех пор, пока кнопка включения нажата. Сила звука регулируется винтом, расположенным на задней стенке корпуса или в центре мембраны. Сигнал ухода не требует. В случае отказа надо осмотреть соединение проводов.
Техническая характеристика сигнала звукового С205-Б
    Выключатели сигнала "стоп". Мотоциклы ИЖ комплектуются выключателем стоп-сигнала ножного тормоза ВК854-Б кнопочно-вытяжного типа в пластмассовом корпусе с герметизирующим наружным чехлом штока. Параметры выключателя приведены в табл. 5.31. Подвижный латунный контакт выключателя в форме фланцевой втулки с серебряным покрытием расположен на штоке изолированно от него и прижимается двумя пружинами, одна из которых служит для ускорения срабатывания в момент размыкания.

    Шток выполнен из латунной проволоки, размещен в направляющих отверстиях корпуса и изнутри герметизирован войлочным уплотнителем, размещенным в обойме, служащей одновременно опорой для основной пружины.

    Неподвижные пластинчатые бронзовые контакты с серебряным покрытием закреплены в корпусе методом развальцовки контактных латунных стоек. Корпус закрыт снизу пластмассовой крышкой с направляющим контуром для герметизации.

Техническая характеристика выключателя
    Начиная с моделей ИЖПЗ, ИЖЮЗ мотоциклы комплектуются выключателем стоп-сигнала ручного тормоза ИЖВК103 кнопочно-нажимного типа в пластмассовом цилиндрическом корпусе, соединяемом с пластмассовым основанием двумя зацепами. Параметры выключателя даны в табл. 5.32.
Техническая характеристика выключателя
    Пластмассовый подпружиненный шток с медным контактным кольцом установлен в направляющие отверстия корпуса и основания. Пластинчатые бронзовые пружинящие контакты припаяны к присоединительным проводам и зафиксированы на основании. Присоединительные провода со штекерными наконечниками размещены в защитной полихлорвинило-вой трубке, надетой на хвостик основания.

    Переключатель левый. Мотоциклы ИЖ комплектуются многофункциональным комбинированным переключателем левым ИЖП102-3709000-50 в алюминиевом корпусе, включающим в себя переключатель света фары движкового типа на два фиксированных положения (дальний и ближний свет), переключатель указателей поворота рычажного типа на три фиксированных положения (нейтральное, левый поворот, правый поворот) и включатель звукового сигнала кнопочного типа (рис. 4.32). Параметры даны в табл. 5.33.

    Конструктивно в переключателе контактные группы с подвижными подпружиненными латунными штампованными контактами размещены в пластмассовых корпусах ползун-кового типа.

    Неподвижные медные пластинчатые контакты закреплены методом обжатия на пластмассовых пластинах, устанавливаемых в специальные пазы корпуса и крышки переключателя.

    Фиксация положения переключателей обеспечивается пластмассовыми фиксаторами и соответствующими углублениями в корпусе и крышке.

    Присоединительные провода соединены с неподвижными контактами методом опрессовки и снабжены наконечниками и штекерными колодками.

    Включатель звукового сигнала с пластмассовой кнопкой установлен на специальном кронштейне, закрепленном в корпусе винтовым соединением. Подвижный медный контакт размещен в кнопке и поджимается вместе с ней цилиндрической пружиной относительно кронштейна. Неподвижный контакт закреплен методом обжатия на пластмассовом изоляторе, установленном двумя пазами на кронштейне включателя.

    Включатель управляет "массой" звукового сигнала.

    На мотоциклах Планета 5-01, Планета 6 и Планета 5 выпуска с 1995 года применяется переключатель в пластмассовом корпусе (рис. 4.32).

   Переключатель правый. Многофункциональный переключатель ИЖП108 в алюминиевом корпусе включает в себя переключатель освещения "день-ночь" рычажного типа на три фиксированных положения (выключено, включены габаритные огни и головной свет фары, включены габаритные огни) и аварийный выключатель двигателя движкового типа на два фиксированных положения (рабочее положение, двигатель "стоп"). Технические параметры приведены в табл. 5.34.

Техническая характеристика переключателя правого мотоцикла ИЖ
    Контактные группы с подвижными латунными подпружиненными контактами размещены в пластмассовых корпусах ползункового типа.

    Неподвижные медные пластинчатые контакты закреплены методом обжатия на пластмассовых пластинах, устанавливаемых в специальные пазы корпуса и крышки переключателя.

    Фиксация положений переключателей обеспечивается пластмассовыми фиксаторами и соответствующими углублениями в корпусе и крышке. Присоединительные провода соединены с неподвижными контактами методом опрессовки и снабжены наконечниками и штекерной колодкой.

    На мотоциклах Планета 5-01, Планета 6 и Планета 5 выпуска с 1995 года применяется правый переключатель 7.107-3710 в пластмассовом корпусе (рис. 4.32). Переключатель 7.107-3710 в дополнение к переключателю ИЖП108 обеспечивает сигнализацию дальним светом фары при нажатии на кнопку (при включенном зажигании, в том числе и включенном ближнем свете).

    Предохранитель плавкий. На мотоциклах с 12-вольтным электрооборудованием применяется плавкий предохранитель типа ИЖПР2 разборной конструкции в пластмассовом корпусе с плавкой вставкой на 10А. Подключение к электросети штекерными разъемами. Предохранитель присоединен к клемме "+" выпрямителя-регулятора напряжения.

    При сгорании плавкой вставки следует устранить причину сгорания и заменить, разъединив корпус с крышкой.

    Следите за состоянием контактных соединений предохранителя, очищайте контакты от окисления и за грязнений.

    На мотоциклах Планета 5-01, Планета 6 применен предохранитель 7.109-3722 (рис. 5.14).

    Выключатель (замок) зажигания. Выключатель зажигания 14.3704 — роторного типа с запорным цилиндром ИЖВК106 и номерными ключами. Головка ключа армирована методом напрессовки облицовки из пластмассы черного цвета. Технические параметры переключателя приведены в табл. 5.35.



Техническая характеристика световозвращателей передних мотоцикла ИЖ
Техническая характеристика выключателя зажигания мотоцикла ИЖ
    Корпус и цилиндр литые, из цинкового сплава, ротор и контактная панель пластмассовые, контакты, ключ и личинки запорного цилиндра латунные.

    Контактная группа выключателя размещена в стальной штампованной чашке, приклепанной к корпусу. В чашке выполнены фиксирующие канавки. Положение ротора фиксируется двумя подпружиненными стальными шариками. Неподвижные контакты и присоединительные штекерные выводы закреплены на контактной панели методом расклепки.

    Выключатель зажигания имеет следующие положения ключа:

"ВЫКЛ." все потребители тока выключены;
"1" — включены цепи зажигания, освещения, сигнализации, стоп-сигнала, лампа нейтрали и контроля работы системы "раздельной" смазки двигателя (для мотоциклов ИЖ-Планета 5-01, Планета 6);
"2" — включены габаритные огни (стоянка).

    На панели выключателя имеются штекеры для подключения потребителей электроэнергии согласно электрической схеме. Панель закрывается резиновым чехлом вместе со штекерными соединениями и концами проводов.

    В осенне-зимний период в отверстие под ключ выключателя залейте 3—5 капель тормозной жидкости.

    На мотоциклах Планета 5-01, Планета 6 и Планета 5 с 1995 года устанавливается выключатель 7.107-3704.

    Выключатель зажигания выполняет функции центрального переключателя, коммутирующего цепи питания всех потребителей электроэнергии в соответствии с электросхемами мотоциклов, и имеет три фиксированных положения ключа:

"О" (выключено) — потребители электроэнергии отключены, обмотка зажигания генератора закорочена на "массу";
"1" (зажигание) — включено зажигание и все потребители энергии;
"77" (стоянка) — выключены габаритные огни, обмотка зажигания генератора закорочена на "массу".

    Конструктивно выключатель зажигания выполнен в цельнолитом корпусе из цинкового сплава, в котором размещены запорный цилиндр ИЖВК106 с номерными ключами, ротор ИЖВК105 с двумя подпружиненными контактами и контактная панель с закрепленными в ней методом рассечки восемью латунными пластинчатыми клапанами. Включатель зажигания подключается в бортовую сеть стандартными одиночными штекерными разъемами, защищенными резиновым кожухом.

    При применении выключателя зажигания 7.107-3704 на мотоциклах Планета 5, Юпитер 5 клеммы 7 и 2 не задействуются и включатель подсоединяется следующим образом: провод с клеммы 1 выключателя 14.3704 (по электросхеме) подключить к клемме 3 выключателя 7.107-3704, с клеммы 2— к клемме 5, с клеммы 3— к клемме 6, с клеммы 5— к клемме 7, с клеммы 6— к клемме 8 соответственно.