Самый первый пароход на Ижевском пруду - пароход "Иж".

Стр.1, стр.2, стр.3, Катера 4, Катер Москва-117, Катер 6, катер7, стр.8, стр.9, стр.10, катер11, стр.12.
пароход Иж самый первый

   IZarticle               |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
Пароходная пристань у Угольных ворот.  4 мая 1932 года. Ижевск.
Пароходная пристань у Угольных ворот.  4 мая 1932 года. Ижевск. Фото из коллекции С.Н.Селивановского.
    Первый пароход "Иж" изготовили в 1892 г. на Камско-Воткинском железоделательном заводе и зимой 1892/93 гг. доставили  с помощью лошадей по Гольянскому тракту на Ижевский пруд. Доставленный пароход забраковали, при чем серьезно. А эксплуатировался он лишь по большой производственной надобности. Уже в 1893 году он стал возить дрова с Воложской и Колтоминской пристаней на оружейный завод.

    В 1894 году часть исправлений сделали своими силами. Купец Порсев оборудовал пристани. Изготовили деревянные баржи. Официально пароход "Иж" приняли лишь в 1894 г.

    16 декабря 1894 г. постановлением Хозяйственного комитета Ижевских заводов принято решение произвести расчет с Воткинском за поставку парохода. Полноценная навигация на ижевском пруду открылась в 1895 г.

    Со временем стало понятно, что буксир оказался слишком малосильным для Ижевского пруда. За его миниатюрность пароходик прозвали "Ижонок".
Пароход Иж в верховьях Ижевского пруда.
Пароход Иж.
    Контракт на подвоз дров на склады достался сарапульскому купцу Петру Порсеву (будущий подрядчик строительства Свято-Михайловского собора). С апреля 1896 года Порсев стал заниматься и перевозкой дров по пруду, за что завод ему компенсировал расходы по найму команды и ремонту.

    Во время боевых действий в Ижевске в ходе ижевского восстания 1918 года обороняющиеся части красных поставили на плотине пулемет, который восставшие никак не могли подавить. В результате было проведено два обходных удара – по Долгому мосту и через пруд. Подробно изучавший этот вопрос краевед А. Кробейников считает, что во время этой операции, "Иж" и "Шрапнель" использовали для перевозки десантных партий на борту и буксировки плавсредств с десантом.

    В 1929 году "Иж" отправили работать в Сарапульский леспромхоз.

    Позднее "Иж" отправили в Воткинск. Где он получил новое имя "Азин". Здесь он всё также возил дрова, перевозил людей.

    В середине 1960-х годов "Иж\Азин" окончательно списали.
Пароход - Азин, на воткинском пруду.
Пароход "Азин" на воткинском пруду.