полуглиссер  НКЛ-47, катер Отважный, катер Россия-543, баржа м-204, катер м-221 Ижевск, Мотокатер типа Я-7 Ярославец
147

   IZarticle               |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
Ижевский пруд, на пристани - Юровский мыс. Начало 1970-х.
Ижевский пруд, на пристани "Юровский мыс". Фото В.В.Ашпин. Начало 1970-х.
В 1948 г. первые пять полуглиссеров  НКЛ-47 прибыли на Ижевский пруд.
В 1948 г. первые пять полуглиссеров  НКЛ-47 прибыли на Ижевский пруд.
Катер - Отважный. Воложка. Ижевский пруд .
Катер "Отважный". Воложка. Ижевск.
Один из катеров Ижевской эксплуатационной конторы, Ижевский пруд.
Один из катеров Ижевской эксплуатационной конторы, Ижевский пруд.
Прогулка на катере по Ижевскому пруду. 1950.
Прогулка на катере по Ижевскому пруду. 1950.
Вид на набережную Ижевского пруда. Михайловский собор ещё не разрушен. ВТУЗ-комбинат. Механико-металлургический (Индустриальный) техникум. Пивоваренный завод. Фото: 1936 год. Ижевск.
Фото катера Россия 543-го проекта. Ижевск.
Фото катера "Россия" 543-го проекта. Бывший катер "Мышкино", когда его везли в Ижевск, случайно свернули дейдвуд, так что потом он постоянно пропускал воду, как его ни ремонтировали. В итоге катер служил за вычетом ремонтов лишь с десяток месяцев. Затонул на месте зимней стоянки уже после списания. Фото Сергея Жилина, из семейного архива Сунцовых. Ижевск.
Зимующие теплоходы на Ижевском пруду. Автор фото: АeroIzhevsk.
 Фото Alexander Ermolaev. 2018
В районе станции Рыбак имеется затопленная баржа М-204. Ижевский пруд. 2018 г.
В районе станции Рыбак имеется затопленная баржа М-204. С неё ранее запускали фейерверки. Видна рубка Командора. Ижевский пруд. 2018 г.
Ижевск. Пристань Ижевского пруда.
Катер М-221 на Ижевском пруду.
Катер М-221 на Ижевском пруду.
    Самый маленький и самый старенький теплоход «М-221». Он в Ижевске с 1972 года. А до этого с 1956 года работал в Перми.
На заднем плане - мост на Воложке и судно
На заднем плане - мост на Воложке и судно "Командор". Фото 1980-х годов. Клуб юных моряков "Дельфин".
Теплоход М-221. Газета от 21 мая 1972 г.
Газета от 21 мая 1972 г.
Теплоход М-221. Ижевский пруд.
Теплоход М-221. Ижевский пруд.
Теплоход М-221. Ижевский пруд.
Петр Николаевич Мандрыгин - конструктор на Ижмаше. Мотокатер типа Я-7 Ярославец, единственный в Ижевске. Катера этого типа активно поставлялись сети Управлений малых рек. Фото Ирины Шаровой.
Петр Николаевич Мандрыгин - конструктор на Ижмаше. Мотокатер типа Я-7 "Ярославец", единственный в Ижевске. Катера этого типа активно поставлялись сети Управлений малых рек. Фото Ирины Шаровой.
Последний приют Командора. Съёмка 7 и 11 декабря 2021г. Владимир Маратканов. Ижевск.
Последний приют "Командора". Съёмка 7 и 11 декабря 2021 г. Владимир Маратканов. Ижевск.
   В XVIII веке и первой половине XIX века по пруду передвигались только экологически чистые транспортные средства: вёсельные лодки и небольшие парусники. Но одновременно осуществлялся интенсивный сплав леса для заводских нужд, что засоряло пруд. На Колтоминском и Осиновом мысах формировались также склады дров и лесопилки.

    С XIX века постепенно появлялись небольшие катера и буксиры. Чаще всего изготовляли их для Ижевска на Воткинском заводе. Известен, например, датируемый 1892 годом воткинский чертёж парохода для Ижевского завода под названием "Иж". Это небольшой (около 12 м в длину) колёсный пароход с одной каютой впереди.

    По Ижевскому пруду ходили три парохода Бодалева. В 1896 году маленькая "Пчелка" начала перевозить дрова по пруду. В 1898 году начал ходить пароход Бодалева "Ижевск". Длина "Ижевска" 19,34 м, ширина - 3,36 м. Заводским властям деятельность Бодалева не понравилась и Бодалев И.И увез "Пчелку" на Каму. Все три парохода Бодалев продал. Ижевск ходил по рекам Сибири. Третий бодалевский пароход ходил по Иртишу. А "Пчёлку" наследники Бодалева продали Ижевскому заводу. Возможно она до 1930-х годов использовалась под названием "катер №22".

    Через десять, в 1906 году лет воткинцы изготовили для ижевсцев другой пароход под таким же названием (его именовали "Ижонок") Существовал также заводской пароход Воткинского завода "Шрапнель" (бывший "Ревизор" и в будущем, с 1920 года "Свобода").  Все они служили в основном для подвоза дров из Воложского и Колтоминского лесных складов к заводской плотине. Иногда эти пароходы использовали и для перевозки людей на пикники.

    Первый винтовой пароход, самый быстрый, появился на пруду в 1916 году. Его назвали "Шторм".

   Летом 1919 года от плотины было три рейса на Воложку. Длительность рейса была 1 час, стоимость билета 3 рубля (номер местной газеты стоил 80 копеек).

    После 1936 года на пруд были доставлены из Перми принципиально иные, уже серийные изделия - "речные трамваи". Они и осуществляли основные пассажирские перевозки.

    Отчет Госкомстата:
    1949 г. В Ижевской и Сарапульской эксплуатационных конторах значатся 4 судна суммарной мощностью 310 л.с. Это "Ярославец" 70 л.с., "Пионер" 50 л.с., "Голубь" 70 л.с. и "Свобода" 120 л.с.
    1950 г. "Свобода" лишилась своей машины, которая ушла в Молотов, нынешнюю Пермь.
     1951 г. на "Свободу" поставили новые машины мощностью 180 л.с.!
    1952 г. по Ижевску, без Сарапула и Воткинска, 3 судна в 300 л.с. "Ярославец", "Пионер" и "Свобода".

    В 1952 г. для организации пассажирских перевозок по Воткинскому пруду как филиал Ижевской эксплуатационной конторы (ЭК) была образована Воткинская ЭК. Подчиненные Отделу по транспортному освоению и эксплуатации малых рек при Совмине УАССР (подотчетные Главречтрансу).

    1959 г. Главречтранс ликвидировали, а в 1962 г. Ижевская ЭК перешла в Сарапульский порт Камского речного пароходства. Хронически убыточная Ижевская ЭК, перешедшая на баланс Камского речного пароходства, стала избавляться от избытка своих катеров. Сразу три катера проекта 222В постройки Красноярского судзавода («Иж», «Звезда» и «Заря»), вместимость которых была по 110 человек, явно недостаточных для Ижевска, отправились на Каму. Один из катеров – «Заря», сразу же передали Воткинскому горкомхозу.

    В 1959 г. Ижевской ЭК выделили сразу два ростовских катера ПС-128 и ПС-129, которые весной того же года доставили в Гольяны.

    В 1964 г. Воткинскую ЭК передали Воткинскому горкомхозу.

    В 1970 году на пруду появился быстроходный теплоход "Заря", мчавшийся до Воложки не более 20 минут. Однако через 16 лет такой теплоход пришлось снять с эксплуатации, так как сильная волна от него подмывала берега, уничтожала также икру и молодь.

    В 1982 году в Ижевск привезли теплоход "Москва-117". Своим ходом он дошел до Сарапула. Затем его везли по автодороге в Ижевск. «Москва-181» - она появилась в 1987 году.

    Депутаты Гордумы Ижевска на очередной сессии 20 декабря 2018 г. приняли решение передать теплоходы, находящиеся в собственности муниципального предприятия «ИжГЭТ», и городские причалы под управление АО «Летний сад им. Горького».

    Август 2010 года. Все три катера из МУП "Ижевская пристань" переданы на баланс ИжГЭТ. Незамедлительно на их бортах появились собственные имена: Удмуртия, Россия и Адмирал Нахимов. А внести коррекцию в речной регистр не позаботились. Катера проходив навигацию под новыми именами уже на следующий год их лишились.

Расписание движения парохода Свобода и катеров на июль 1949 года по Ижевскому пруду
Вид на набережную Ижевского пруда. Михайловский собор ещё не разрушен. ВТУЗ-комбинат. Механико-металлургический (Индустриальный) техникум. Пивоваренный завод. Фото: 1936 год. Ижевск.
    Клуб юных моряков (КЮМ) "Дельфин" располагался в начале у касс Аэрофлота, потом в помещении на В.Сивкова 156, торцом выходит на ул. Ленина. Тут проводились занятия. Катер стоял вдоль дома по ул. Сивкова.