ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЕ
При каждом техническом обслуживании проверяйте состояние и плотность посадки защитных чехлов 17 и 30 (см. рис. 5.2). Потрескавшиеся, порванные или потерявшие эластичность чехлы замените.
Убедитесь, что при прямолинейном положении колес автомобиля спицы рулевого колеса расположены симметрично вертикальной оси. В противном случае выявите причину неисправности и устраните ее.
Поворачивая рулевое колесо до упора влево и вправо, проверьте визуально и на слух:
- надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса на рулевом валу;
- нет ли зазора в шаровых шарнирах внутренних и наружных наконечников;
- надежность крепления внутренних наконечников к рейке и гаек пальцев шаровых шарниров наружных наконечников;
- нет ли заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.
Если будут обнаружены стуки и заедания, отсоедините боковые тяги от поворотных кулаков и повторите проверку. Убедившись, что стуки и заедания исходят от узлов рулевого управления, снимите их с автомобиля и отремонтируйте.
Снятие и установка рулевой колонки
1. В салоне отверните винты крепления и снимите облицовочные кожухи 43 и 22 (см. рис. 5.1).
2. Разъедините колодки с проводами подрулевых переключателей 38,40 и выключателя зажигания 51.
3. Снимите крышку 19, отверните гайку 33 и снимите съемником рулевое колесо 30. При отсутствии съемника гайку крепления колеса окончательно не отворачивайте, оставьте приблизительно три витка. Покачивая за спицы, с силой дерните на себя рулевое колесо так, чтобы оно сошло со шлицев рулевого вала. Затем окончательно отверните гайку и снимите рулевое колесо.
4. Ослабьте болт крепления соединителя 39 и снимите соединитель с вала.
5. Отверните гайку и выньте стяжной болт крепления нижнего карданного шарнира б к промежуточному валу рулевой колонки. Вставьте в прорезь нижней вилки шарнира отвертку и ослабьте с помощью нее посадку вилки на валу шестерни.
6. Отверните четыре гайки крепления вала рулевого управления к кронштейну педалей и выньте вал в салон.
7. Установите рулевую колонку в обратном порядке с учетом следующего: перед установкой рулевого колеса необходимо выставить рейку в среднее положение, т.е. совместить метки на колпачке 6 (см. рис. 5.2) и картере. Расположите спицы рулевого колеса так, как показано на рис. 5.1 (допускается отклонение не более +5°). Перед установкой рулевого колеса рекомендуется отрегулировать схождение колес, так как после регулировки положение рулевого колеса может измениться.
Проверка технического состояния рулевой колонки и карданных шарниров
Проверьте карданные шарниры (рис. 5.3), наличие зазоров в соединении упругой муфты с валом, а также состояние сальников 7 подшипников карданного шарнира.
Трещины, разрывы и другие дефекты не допускаются. Поврежденные детали замените новыми.
Проверьте состояние подшипников 11 и 13 рулевого вала. Поворачивая вал 10, убедитесь, что он вращается в подшипниках без стуков и заеданий. В противном случае поврежденную рулевую колонку необходимо заменить.
Снятие и установка рулевого механизма
1. Выньте шплинты и отверните гайки 35 (см. рис. 5.2) пальцев шаровых шарниров с обеих сторон автомобиля.
2. Выпрессуйте пальцы из поворотных рычагов.
3. Отверните гайку и выньте стяжной болт крепления нижнего карданного шарнира б (см. рис. 5.1) к приводной шестерне 1 (см. рис. 5.2). Вставьте в прорезь нижней вилки шарнира отвертку и ослабьте посадку вилки на валу шестерни.
4. Отверните две гайки 38, выньте болты 39 крепления картера рулевого механизма к поперечине и снимите рулевой механизм.
5. Перед установкой рулевого механизма выставите рейку в среднее положение - совместите метки на колпачке б и картере.
6. Установите рулевой механизм на автомобиль, соединив при этом вал приводной шестерни с карданным шарниром. Вставьте болты крепления механизма и заверните их гайки.
7. Вставьте стяжной болт крепления нижнего карданного шарнира б (см. рис. 5.1) к приводной шестерне 1 (см. рис. 5.2) и заверните его гайку.
8. Подсоедините шаровые шарниры наконечников рулевых тяг к поворотным рычагам и заверните гайки пальцев шарниров моментом 27-35 Н-м (2,8-3,б кгстм).
9. Установите шплинты. Если прорезь гайки не совпадает с отверстием для шплинта, то доверните гайку до совпадения отверстия с ближайшей прорезью. Проверьте и при необходимости отрегулируйте углы установки колес.
РЕМОНТ РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА
Разборка
1. Снимите рулевой механизм с автомобиля и зажмите его в тисках с мягкими губками.
2. Снимите хомуты 16 (см. рис. 5.2) и кольца 23 крепления защитных чехлов 17 рейки рулевого механизма.
3. Снимите защитные чехлы 17.
4. Разогните грани стопорных шайб 18 и отверните внутренние наконечники 19 вместе с шаровыми тягами 24 и наружными наконечниками 26.
5. Отверните контргайку 8 упора рейки накидным ключом (S=41 мм).
6. Отверните гайку 7 упора и выньте пружину 9.
7. Проворачивая шестерню 1 по часовой стрелке, сдвиньте упор 10 рейки и специальными щипцами извлеките его из картера.
8. Снимите защитный колпачок б с шестерни.
9. Отверните гайку 4 ключом (5=24 мм).
10. Слегка постукивая по картеру пластмассовым молотком, выньте из картера шестерню 1 в сборе с шариковым подшипником 2.
11. Снимите упорное кольцо 3 и спрессуйте шариковый подшипник с вала шестерни.
12. Выньте рейку 14 рулевого механизма.
13. Снимите упорное кольцо 15 втулки и выньте втулку 12 рейки с кольцом.
Проверка технического состояния деталей
1. Промойте в керосине полости картера рулевого механизма и все металлические детали. Резиновые детали промойте в теплой воде и протрите чистой тряпкой.
2. Внимательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях шестерни 1 (см. рис. 5.2) и рейки 14 следов износа, задиров или рисок. Незначительные повреждения устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой или бархатным напильником. Изношенные и поврежденные детали замените.
3. Шариковый подшипник 2 должен вращаться свободно, без заеданий. На поверхности колец и шариков не должно быть износа и следов заеданий. Ролики и обоймы переднего подшипника шестерни также не должны иметь износа и повреждений. При малейшем сомнении подшипники замените новыми.
4. Проверьте состояние защитных чехлов рейки и наружных наконечников, колпачка, манжеты шестерни и втулки рейки. Если они имеют трещины, разрывы или неплотную посадку на деталях, замените их.
5. Проверьте осевой и радиальный зазоры шаровых шарниров рулевых тяг и наружных наконечников. Если ощущается люфт в шаровых шарнирах или в них попали грязь, песок, а также при появлении коррозии на шаровых пальцах, замените их в сборе.
ПРИМЕЧАНИЕ
Номинальные размеры, допуски и посадки основных сопрягаемых деталей рулевого управления приведены в табл. 5.1.
Пределы допустимых износа, зазоров и отклонений геометрической формы основных сопрягаемых деталей рулевого управления приведены в табл. 5.2.
Сборка
1. Зажмите картер рулевого механизме в тисках с мягкими губками.
2. Установите втулку 12 рейки с кольцом (см. рис. 5.2) в картер рулевого механизма предварительно смазав цилиндрическую поверхность кольца смазкой ФИОЛ-1.
3. Установите упорное кольцо 15 втулки.
4. Запрессуйте в картер роликовый подшипник 11, заложив в него смазку ФИОЛ-1.
5. Установите рейку 14 гладким концом в картер со стороны шестерни, предварительно смазав рейку смазкой ФИОЛ-1.
6. Напрессуйте шариковый подшипник ; на шестерню и установите упорное кольцо 3.
7. Смажьте шестерню с подшипником смазкой ФИОЛ-1 и установите ее в картер.
8. Установите манжету 5 шестерни в отверстие гайки подшипника, смазав рабочие поверхности манжеты смазкой ФИОЛ-1.
9. Нанесите эмаль НЦ-273 на резьбовую часть гайки подшипника 4 и заверните ее в картер моментом 28-35 Н-м (2,8—3,6 кгс-м).
10. Закерните гайку подшипника в четырех точках.
11. Нанесите тонкий слой смазки на цилиндрическую поверхность картера и вставьте упор 10 рейки в картер.
12. Установите пружину 9 упора.
13. Нанесите эмаль НЦ-273 на резьбовую часть контргайки 8 упора и заверните ее в картер моментом 11-14 Н-м (1,1—1,4 кгс-м).
14. Вверните контргайку и в конце хода резьбы совместите середину грани контргайки с меткой гайки упора. Удерживая контргайку в этом положении, отверните гайку упора на 30° ( 1/2 грани контргайки). Затем, удерживая гайку упора, затяните контргайку моментом 64.7-78,5 Н.м ( 6,5-8 кгс.м).
15. Замерьте момент проворачивания шестерни, который должен быть 0,59-1,68 Н.м (0,06-0,17 кгс.м) по всему ходу рейки.
16. Установите стопорные шайбы 18, введя ее усики на внутреннем диаметре в пазы рейки, и заверните наконечники с шаровыми тягами моментом 64,7-78,5 Н.м (6,5-8 кгс.м). Загните усики на две противоположные грани наконечника 19.
17. Установите рейку в среднее положение, при этом разность значений хода рейки в одну и другую сторону до упора должна быть не более 1,5 мм, что соответствует разности углов поворота шестерни от среднего положения до упора в одну и другую сторону не более 15°.
18. Проверьте полный ход рейки вправо-влево до упора, который должен составлять (124±1,0) мм.
19. Установите защитный колпачок б на шлицы шестерни так, чтобы при среднем положении рейки указатель колпачка совпадал с выступом-указателем на картере рулевого механизма.
20. Установите защитные чехлы 17 рейки, закрепите их хомутами 16 на картере и кольцами 23 на тягах.
21. «Наживите» гайки 25 и наконечники 26 на резьбовые концы тяг.
22. Затяните гайки 25 моментом 44-55 Н.м (4,4-5,б кгс.м) после установки реечного механизма на автомобиль и регулировки схождения колес.
23. После сборки убедитесь, что при перемещении рейки со скоростью, соответствующей частоте вращения шестерни 30 мин на защитном чехле нет вздутий и пережимов, а момент вращения шестерни во время всего хода рейки находится по-прежнему в пределах 0,59-1,68 Н.м (0,06-0,17 кгс.м). В противном случае устраните причины выявленных дефектов.