батарейное зажигание мотоциклов

   А Блог     |  IZ-article.ru    |    А Блог    |    Турецкий язык     |     Статьи о Турции
    На спортивных мотоциклах «ИЖ» применяются системы электрооборудования с источниками электрического тока: генератором переменного или постоянного тока, магнето, а иногда только аккумулятором. Все это зависит от назначения спортивного мотоцикла, от требований, предъявляемых к нему условиями соревнований.

    Так, например, на многодневных соревнованиях, когда необходимо иметь на мотоцикле освещение и звуковой сигнал, чаще применяется схема электрооборудования на переменном токе без аккумулятора. Генератор переменного тока Г-37Б обеспечивает вполне надежное зажигание, а также наличие света и сигнала. Генератор переменного тока устанавливается на мотоцикле «ИЖ-60М».

    В наиболее ответственных соревнованиях, например на международных встречах, на многодневном мотоцикле ставится генератор постоянного тока Г-36М-1 с аккумулятором, так как наличие двух источников тока значительно повышает надежность работы всего электрооборудования, и особенно зажигания. Такая схема применена на мотоцикле «ИЖ-60МС».

    В кроссах, где звуковой сигнал и освещение не нужны, а мотоцикл подвержен сильной тряске, лучшим является зажигание от магнето.

    Магнето устанавливается на кроссовых мотоциклах «ИЖ-60К» и «ИЖ-61К».

    В условиях кратковременных шоссейно-кольцевых соревнований наиболее целесообразно применение в качестве источника тока аккумуляторов. Такая схема использована на мотоциклах «ИЖ-344А» и «ИЖ-500». Отсутствие на мотоцикле генератора, который бы мог периодически осуществлять подзарядку аккумуляторов, приводит к необходимости перезарядки их с помощью специальных зарядных станций через каждые 150—200 км пробега. Учитывая, что такую перезарядку не всегда можно осуществить, завод выпускает серийно мотоцикл «ИЖ-62Ш» для шоссейно-кольцевых соревнований, где в схеме электрооборудования (зажигание) имеются два источника тока: аккумулятор и генератор постоянного тока Г-36М-2, причем последний периодически осуществляет подзарядку аккумулятора.

    В систему зажигания входят источники тока, катушки зажигания, свеча, прерыватель, конденсатор.

    На рис. 48 дается принципиальная схема батарейного зажигания. При включении зажигания ключом 2, когда двигатель еще не работает, ток от аккумуляторной батареи 1 поступает в первичную обмотку катушки зажигания 3; так продолжается до тех пор, пока кулачок прерывателя 5 не поднимет молоточка 7 и не разомкнет контактов прерывателя 6. В этот момент прекращается прохождение тока по первичной обмотке катушки зажигания и во вторичной обмотке катушки индуктируется ток высокого напряжения, который в виде мгновенного импульса через провод высокого напряжения подводится к свече зажигания 8. Между электродами свечи зажигания проскакивает искра, воспламеняющая смесь. Параллельно контактам прерывателя включается конденсатор 4.


Схема батарейного зажигания спортивных мотоциклов ИЖ
Аккумуляторные батареи 3МТ-7 и 3МТР-10, применяемые на спортивных мотоциклах ИЖ.
Аккумуляторные батареи 3МТ-7 и 3МТР-10, применяемые на спортивных мотоциклах ИЖ.
    Прерыватели служат для периодического размыкания электрической цепи низкого напряжения катушки зажигания, в результате чего во вторичной ее обмотке индуктируется ток высокого напряжения, необходимый для искрообразования на контактах свечи зажигания. Используются одно-, двух- и трехискровые прерыватели.


    На спортивных мотоциклах «ИЖ-60М», «ИЖ-60К», «ИЖ-240М», «ИЖ-62Ш», «ИЖ-344А», «ИЖ-60МС» применяются катушки зажигания для постоянного тока «ИЖ-56» сб39 и для переменного тока Б-50.

Катушки, применяемые на мотоциклах ИЖ
    Катушка зажигания (бобина) является трансформатором, состоящим из обмоток высокого и низкого напряжения, и служит для получения импульсов высокого напряжения, которые обеспечивают искрообразование на электродах свечей зажигания. На корпусе катушки имеется специальный кронштейн, с помощью которого она закрепляется на раме мотоцикла под бензобаком. На мотоциклах «ИЖ-60МС» и «ИЖ-246» для большей надежности работы устанавливаются две катушки зажигания, которые включаются тумблером.

    Катушка Б-50 имеет значительно большее омическое сопротивление, поэтому применять ее в цепи генератора постоянного тока нельзя. Катушка «ИЖ-56» сб39 может быть с успехом применена в схеме генератора переменного тока.

    Для того, чтобы двигатель мотоцикла работал нормально, необходимо правильно подобрать свечу. Практически подобрать свечу можно как на стенде, так и при пробеге минимум 50—100 км в самых разнообразных условиях (горизонтальные участки дороги, спуски, подъемы, повороты).

    Так, например, если летом на обычном спортивном двигателе можно работать на свече, имеющей калильное число 220, то зимой в этом случае можно применять свечу с калильным числом 195. На спортивных двигателях «ИЖ-60» при степени сжатия 7,5—8 можно устанавливать обычные свечи А11У, А8У, имеющие калильное число 220. На этом же двигателе при повышении степени сжатия до 9 необходимо применять свечу с калильным числом 240, 260, а при работе со степенью сжатия более 9 — свечу с калильным числом свыше 260. На подготовленном для шоссейно-кольцевых соревнований двигателе «ИЖ-Ю», имеющем степень сжатия 11 —13, следует использовать свечу с калильным числом свыше 320, а иногда и 400.

    Если свеча подобрана правильно и правильно отрегулирован карбюратор, то конец изолятора при работе на неэтилированном бензине примет светло-коричневый или соломенный цвет, а при работе на этилированном бензине цвет его будет желтовато-коричневый или серый. Если свеча очень «холодна», другими словами, если она имеет высокое калильное число и работает при низкой температуре, то ее изолятор, корпус, электроды покрыты тонким бархатистым слоем сухого нагара. В этом случае свеча подобрана неправильно и ее нужно заменить свечой, имеющей более низкое калильное число. .Например, можно вместо свечи 240 поставить свечу 220 или даже 195. Если после снятия свечи с двигателя видно, что ее электрод покрыт очень мелкими капельками нагара, корпус имеет серый цвет, а изолятор окрашен в белый, значит свеча слишком «горяча» и ее следует заменить более «холодной». Так, на двигателе «ИЖ-60» вместо свечи, имеющей калильное число 195, следует поставить свечу 240. Когда же на корпусе, электродах, изоляторе снятой с двигателя свечи имеется черный нагар признак слишком богатой смеси, необходимо изменить регулировку карбюратора.

    При подборе свечей для двигателя надо также учитывать и величину искрового промежутка, от которого зависит величина пробивного напряжения. Величина искрового промежутка определяется типом двигателя, степенью сжатия. Для двигателей дорожных мотоциклов, имеющих степень сжатия 5—7,5, величина искрового промежутка устанавливается в пределе 0,6— 0,8 мм. При степени сжатия свыше 8 искровой промежуток делают равным 0,4—0,5 мм. При слишком малом промежутке между электродами свечи увеличивается опасность забивания его частицами нагара, что ухудшает работу двигателя. В процессе эксплуатации необходимо постоянно наблюдать за изменением искрового промежутка и приводить его в соответствие с установленными размерами.