Одежда срединных Удмуртов.

Удмуртские народные узоры.
Удмуртский орнамент.
Великая Куала. Начало XX в. (Алнашский р-н)
Великая Куала (Бадӟым куалу). Начало XX в.
(близ дер. Кузебаево Алнашский р-н)
Священное место моления Инмару.
Удмуртский языческий храм - куала храм.



   Куала или куа - шалаш - обычная удмуртская изба без каких-либо индивидуальных архитектурно художественных черт. Удмуртский храм не посвящался какому-либо одному празднику или божеству, оставаясь недифференцированным зданием - пантеоном. Индивидуальный колорит здесь мог формироваться только за счет ансамблевых соотношений культовой постройки с природным окружением.
   Известны только две функциональные разновидности куалы. Самая внешне непритязательная - малая или семейная куала. По древней традиции малую куалу ставили на каждом удмуртском дворе, причём она служила там ещё и летней кухней.  Значительно более эффектна и сложна большая или Великая Куала (бадзым куа). Сруб имел в основании прямоугольник около 4 на 6 метров. Его ставили всем миром за чертой поселения. Такая куала обслуживала духовные потребности одной деревни или даже их группы и становилась центром самостоятельного архитектурного ансамбля в пределах священной рощи (луд). Роща обычно венчала какой-нибудь холм неподалёку от речки. Лужайку в роще огораживали и обсаживали по краям берёзами и черёмухами. Глухой сруб выглядел в их окружении по особому сурово и монументально. Окон там обычно не делали. Крыша делалась несомкнутой. Вентиляционно световая щель позволяла одновременно выпускать дым, и освещать интерьер. Внутри Великой Куалы эффектно и разнообразно смотрелись нарядные полотенца, расшитые подушки, резная культовая посуда зооморфного типа, изображения Инмара с бородой из болотных трав и родовыми знаками. К полкам нередко приколачивали берёзовые ветки как для красоты, так и в связи с обрядом почитания дерева.
   
Кумышка.

   Кумышка - алкогольный напиток четырёх сортов, содержавший около 2% сивушного масла. Это были обязаны пить и кормящие матери, и дети. "Вотяк с кумышкой рождается, с кумышкой и умирает". Многие удмурты сочетали возлияния кумышки с употреблением особым образом приготовленных ядовитых грибов.
   Многие десятилетия удмуртские язычники боролись за право варить напиток, служивший наряду с хлебом ещё и жертвой богам. Противодействие доходило у удмуртов до вооружённых засад и убийств, сложнейших маскировочных операций и даже добровольных переселений целых деревень в глушь, подальше от полицейских, врачей, учителей, священников и иных цивилизаторов.
   В 1917-1918 гг. борьба за возобновление кумышковарения возобновилась. В феврале 1918 г. кумышковарение было легализовано всеудмуртским съездом.
   Запрет кумышковорения  в советский и следующие периоды привела к всплеску суицидов.

Жертвоприношения удмуртов.

   Под сенью Великой Куалы, окружённой возбуждёнными ритмами и кумышкой односельчанами, чистые после непременной бани выборные жрецы в праздничных белых рубахах, перехваченных узорчатыми поясами, любовно вышитыми их жёнами (и никем иным), под протяжные ритуальные песнопения, сопровождаемые игрой на гуслях и страстными обращениями требованиями тому или иному богу строго определённую по важности (величине) и масти жертву: уток, баранов, быков, коз, лошадей... Наиболее ценными при жертвоприношении удмуртов являлись белые и рыжие масти животных.

Языческие боги удмуртов.

   Преимущественно добрые: Боги-Булдо, Гудыри-Мумы, Инвожо, Инмар, Куазь, Кылдысин, Солтан, Шунды-Мумы. Духи - гидкузё, гидкылчин, йыр-утись, коркакузё, утись-вордись...
   Преимущественно злые: Боги - Матра, Нюлес-кузё. Духи - акшан, аман, вукузё, вумумы, вумурт, вуныл, вупери, искал-пыдо-мурт, кузпине-мурт, нюлэс-мурт, палэс-мурт, толпери...
   Очень злые: Боги- Акташ, Вожо, Керемет, Луд, Чер, Шайтан. Духи - адями-высь, албасты, бустырган, зин, кулэм-убир, кутысь, кылчин, луд-кылчин, луд-мурт, луд-утись, луд-шайтан, мунчо-албасты, обинь-мурт, обыда, пери, убир, убир-кышно...

Языческие молитвы удмуртов.

   "Мы будем веять деревянной лопатою, а пусть падает серебряное зерно. Дай бог иметь соловую лошадь и чтобы бежала она без принуждения. На ней была бы серебряная узда, а голова золотая, на ногах была бы легка. Дойные коровы были молочны и масляны. Одна рука была бы медовая и масляная, а другая денежная и счастливая. Дно у сундука было бы полно денег, дно у горшка было бы всё в сале и масле".

   "Счастья, добра подай!... Разбросанные зерна уроди, - с горсточки посеянного зерна пусть взойдёт площадь равная двору. Уроди посеянный наш хлеб с четырьмя десятками корней, золотым зерном, с соломой как речная верба. При жатве из трёх соломинок, чтоб горсть была, из трёх горстей, чтоб получился сноп, из трёх снопов, чтоб получился юсись, из юсися, чтобы получился воз, из воза чтоб получился овин, из овина чтоб получилась кладуха; во время молотьбы чтоб от каждого удара сотнями, тысячами разлетелись зёрна". (юсись - груда снопов)

* * *

   В 1930-е гг. удмуртские жрецы были объявлены врагами народа, кулаками и подвергнуты физическому уничтожению, ссылке.
Карта вятской губернии
Вятское наместничество.
Карта
Среднего Поволжья.
1701 г.
куала, куала храм, удмуртский  храм, семейная куала, кумышка, жертвоприношения удмуртов, боги удмуртов,  молитвы удмуртов.
Кумышка
Куала.
Жрец в ритуальных одеждах. Удмурты.
Жрец в ритуальных одеждах. Удмурты.
Конфессиональный состав населения Удмуртии на 1897 г.
Конфессия
Численность населения
Глаз.у.
Мал.у.
Ел.у.
Сар.у.
Всего
%
Православие
330037
212716
192507
376770
1112030
85,66
Ислам
7871
48678
41699
15777
114025
8,78
Раскольничество
30602
17214
1798
13618
63232
4,87
Язычество
0
1778
4915
950
7653
0,58
Иудаизм
22
0
4
543
569
0,04
Протестантство
12
19
35
224
290
0,02
Католицизм
35
20
22
172
249
0,01
Итого
368579
280425
240980
408054
1298048
100
Источник:Первая всеобщая перепись населения. 1897 г. Вятка.
Жрец в ритуальных одеждах. Удмурты.
Домашняя куала
Домашняя куала - место для молений. В тёплое время служила летней кухней.
IZarticle

Кумышка. Удмурты.