Государева дорога
(сибирский тракт).
У села Дебёсы сходятся две старинные дороги на восток из Петербурга и Москвы. Называлась эта дорога "Сибирский тракт", а ещё "государева дорога", "великий кандальный путь", "Екатерининский тракт" (самая длинная в мире дорога).
Тракт был проложен во второй половине XVIII века по указу Екатерины II (София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская). В пределах Удмуртии тракт имеет протяженность 217 км. При Екатерине II на дороге установили верстовые столбы, построили мосты, почтовые станции и избы для ямщиков.
В селе Дебесы соединялись две ветви тракта - северная из Петербурга и южная из Москвы и Казани, далее в Сибирь вела уже одна дорога - Большой Сибирский тракт. В Удмуртии Сибирский тракт прошел через такие населенные пункты, как Яр, Глазов, Полом, Кез — так называемый «северный» путь дороги, и Сюмси, Селты, Якшур-Бодья, Игра — «южный» путь. А сливались обе ветки в Дебесах. Протяженность каждого из путей — чуть более 200 км. И во многом именно «государева дорога» повлияла на становление и развитие сел и поселков.
Главным видом транспорта тогда была лошадиная упряжка, управляли которой ямщики. Люди проводили в дороге очень долгое время, и для отдыха людей и животных на протяжении всего пути располагались ямские станции. Вначале ямские станции на государевой дороге представляли собой выкопанные ямы - землянки, в которых хранился запас продовольствия для людей и животных. Со временем на месте землянок появились избы. Александр I требовал озеленят непроезжую часть тракта, чтобы путники не теряли дорогу в снег и непогоду. Каждому крестьянскому хозяйству при трактовых деревень был дан "урок" посадить на придорожной полосе по нескольку берёз и следить за их выживанием. Ответственность за сохранность берёз ложилась на общину. Придорожные березовые аллеи украсили тракт. Народ окрестил их Александровскими.
В народе тракт называли "великий кандальный путь"или "дорогой слез и горя", ведь по нему, кроме государевых людей, прошли тысячи арестантов: политзаключенные, декабристы, беглые крепостные, переселенцы. Их заковывали в кандалы, связывали друг с другом и вели по 100-200 человек, иногда их количество достигало 500 человек. Поэтому вскоре через каждые 20-30 километров по тракту были построены этапные тюрьмы для ночлега каторжан, а в больших городах - Перми, Екатеринбурге, Казани конвойные роты - большие каменные здания. Этапные тюрьмы были в Бачкееве (здание этапной тюрьмы в д. Бачкеево с хорошо сохранившейся внутренней планировкой, построено в 1837 г.), Зуре, Дебесах. Дневной переход в среднем не превышал 40 км. В полуэтапных пунктах осужденные ночевали одну ночь, в этапных — две, на пересыльных проводили две недели. Государство, заключая людей под арест, брало на себя обязанность обеспечить человека всем необходимым: едой, крышей над головой и одеждой. Например, на одного человека в сутки полагалось ни много ни мало около 200 гр мяса! По пути люди погибали, и их трупы до следующего пункта назначения тащили с собой — была строгая отчетность. Количество арестованных от одного этапа до другого не должно было изменяться. Если по пути кому-то удавалось сбежать, на его место брали первого встречного.