Электромагнитный клапан ЭПХХ
Электромагнитный клапан типа 19.3741 (рис. 7-34) служит для управления пневмоклапаном ЭПХХ в карбюраторе.
Электромагнитный клапан имеет три штуцера и два запорных элемента. Первый запорный элемент 7 выполнен нормально закрытым и служит для разобщения центрального штуцера 6 (соединенного с впускным трубопроводом двигателя) относительно наклонного штуцера 5 (связанного со штуцером пневмоклапана ЭПХХ).
Второй запорный элемент 4 выполнен нормально открытым и служит для разобщения указанного наклонного штуцера относительно атмосферного штуцера 1, закрытого войлочным фильтром и расположенного между присоединительными клеммами 10 обмотки 9 клапана.
При прохождении тока через обмотку электромагнитного клапана центральный и наклонный штуцера имеют пневматическую связь, а при отсутствии тока такая связь обеспечивается между наклонным и атмосферным штуцерами. В первом случае разрежение из впускного трубопровода передается к пневмоклапану ЭПХХ, что не препятствует поступлению топливовоздушной смеси через систему холостого хода в двигатель, а во втором случае пневмоклапа ЭПХХ перекрывает подачу топлив к двигателю.
Проверка электромагнитного клапана
Электромагнитный клапан проверяется на автомобиле. На режиме холостого хода снять с одного из выводов клапана штекер. Это должно вызвать остановку двигателя в течение 1...2 сек. Если этого не произошло, то первоначально убедитесь в исправности пневмоклапана ЭПХХ. Если же пневмоклапан ЭПХХ не имеет дефекта, то электромагнитный клапан неисправен и нуждается в замене.
После проверки снятый штекер у тановить на место.
Система управления ЭПХХ, применяемая с силовым агрегатом, оснащенным карбюратором типа "Солекс"
Устройство системы управления ЭПХХ аналогично указанному выше, но имеет некоторые отличия. Система ЭПХХ содержит блок управления, датчик - винт положения дроссельной заслонки, электромагнитный клапан и соединительные провода.
Блок управления ЭПХХ
Блок управления ЭПХХ типа 502.3761 предназначен для управления электромагнитным клапаном.
Блок управления непрерывно контролирует частоту вращения коленчатого вала двигателя путем измерения периода повторения импульсов системы зажигания, которые снимаются с катушки зажигания и подаются на вывод 1 блока управления. Кроме того датчика - винта в блок управления подается сигнал, позволяющий различать открытое положение и полостью закрытое положение дроссельной заслонки.
При частоте вращения коленчатого вала двигателя, меньшей 1245 мин-1, независимо от сигнала датчика-винта выводы 4 и 6 блока управления имеют электрическую связь, приводящую к прохождению тока через обмотку электромагнитного клапана.
При открытой дроссельной заслонке подвижной и неподвижный контакты датчика-винта разомкнуты и выводы 4 и 6 блока управления имеют электрическую связь независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
После замыкания контактов датчика-винта при условии, что частота вращения коленчатого вала двигателя превышает 1245 мин-1, электрическая связь выводов 4 и 6 блока управления разрывается и вновь восстанавливается, либо после снижения частоты вращения до 1245 мин-1, либо после размыкания контактов датчика-винта.
Проверка блока управления ЭПХХ
Блок управления проверяется на автомобиле. На режиме холостого хода снять штекер с датчика-винта. Плавно открывая дроссельную заслонку, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до значения, превышающего 1245 мин-1, зафиксировать это положение. Соединить снятый штекер с "массой" автомобиля. При этом должен возникнуть автоколебательный режим работы двигателя, сопровождающийся пульсацией частоты вращения.
Если вызвать автоколебательный режим не удается, а пневмоклапан ЭПХХ и электромагнитный клапан не имеют дефекта, то блок управления неисправен и нуждается в замене.
Проверка блока управления может быть проведена путем непосредственного контроля частоты вращения, при которой происходит срабатывание блока по показаниям тахометра. Для этого необходимо отсоединить от вывода электромагнитного клапана штекер, не связанный с "массой" автомобиля, и соединить его с одним из выводов контрольной лампы, второй вывод которой соединить с "массой" автомобиля. Для обеспечения работы электромагнитного клапана его освободившийся вывод с помощью вспомогательного провода соединить с "плюсом" электрической сети автомобиля.
На режиме холостого хода 850±50 мин-1 снять штекер с датчика-винта. Контрольная лампа при этом должна гореть.
Открывая дроссельную заслонку, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя примерно до 1500 мин-1. Штекер, снятый с вывода датчика-винта, соединить с "массой" автомобиля. Контрольная лампа должна при этом погаснуть. Плавно закрывая дроссельную заслонку, снизить частоту вращения коленчатого вала. После ее падения ниже 1245 мин-1±5% лампа должна загореться.
Датчик-винт положения дроссельной заслонки
Датчик-винт установлен на карбюраторе и предназначен для регистрации закрытого положения дроссельной заслонки.
При полностью закрытой дроссельной заслонке вывод датчика-винта (связанный с неподвижным контактом) соединяется с "массой" автомобиля, а при прочих положениях дроссельной заслонки - не имеет такого соединения.
Проверка датчика-винта
Датчик-винт проверяется на автомобиле. Снять с вывода датчика-винта штекер и освободившийся вывод соединить с одним из выводов контрольной лампы. Второй вывод лампы соединить с "плюсом" автомобиля. При полностью закрытой дроссельной заслонке контрольная лампа должна гореть. Если лампа не горит, то требуется довернуть датчик-винт по часовой стрелке до момента загорания контрольной лампы. После этого следует проконтролировать частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, ее значение должно быть в пределах 850±50 мин.
Открыть дроссельную заслонку, контрольная лампа должна погаснуть. Если этого не происходит, то датчик-винт неисправен (короткое замыкание неподвижного контакта на корпус автомобиля).