Хюго Шмайссер, автомат хуго шмайссера, хуго шмайссер в ижевске, Хуго Шмайсер
Хюго Шмайссер
(1884-1953)
Великий конструктор Михаил Калашников признался, что сразу после войны в Ижевске работал вместе с Хюго Шмайссером, лучшим оружейником Третьего рейха. И тот оказался причастен к созданию самого популярного автомата в мире - АК-47. Советы немецкого конструктора помогли Калашникову решить проблему холодной штамповки деталей.
Шмайссер попал в Ижевск сразу после войны, - рассказывает историк Алексей Коробейников. Город Зуль, в котором он жил, оказался в советской зоне оккупации, и Шмайссеру, а также другим инженерам и конструкторам «предложили» переехать на несколько лет на Урал. Особый поезд с немецкими специалистам прибыл в столицу российских оружейников 24 октября 1946 года. В точности оценить вклад Шмайссера в разработку автомата Калашникова оценить сложно, так как официальные документы по их работе не доступны историкам и до сих пор засекречены, а сам Хюго не оставил мемуаров, раскрывающих детали его работы в СССР. Шмайссер говорил о том периоде скупо: «Дал русским несколько советов».
Немецкий конструктор оставил о себе в Ижевске лишь несколько писем и фотографий. Дом, в котором жили германские оружейники, находится сейчас в аварийном состоянии, и в нем никто не живет. Заработная плата Хюго Шмайссера составляла 10000 рублей.
Сохранились письма Шмайссера, которые он писал в Министерство обороны СССР, - рассказал старший научный сотрудник музея Калашникова в Ижевске Александр Ермаков. - Эти письма - единственные известные письменные источники, которые были доступны в архивах. Конструктор жалуется в них на бытовые условия, просит увеличить зарплату и разрешить съездить в отпуск на родину. Говорят, что есть рапорты сотрудника НКВД, приставленногок к Хюго Ш., в которых он пишет, что Хюго Ш. постоянно просил его расстрелять... Я думаю, в Ижевске в те времена и близко не было западного уюта.
Михаил Тимофеевич Калашников приехал в Ижевск в 1948 году, для внедрения сконструированной им модели АК-47 в производство на Ижмаше. Поэтому говорить о том, что Калашников «передрал» конструкцию у немцев, нет оснований. Но то, что Шмайссер и Калашников встречались на производстве, это точно. Он помогал осваивать новое оборудование и внедрять технологические процессы для серийного производства автомата.
Но отвергать вклад немцев в запуск «калаша» в серию нельзя.
Шмайссер занимался в Ижевске технологией холодной штамповки до 1952 года, - говорит Коробейников. - И заслуга в запуске в серию штампованного магазина и ствольной коробки АК-47 принадлежит в значительной части именно ему. Есть заводские (завод №74) документы, где отмечалось, что Шмайссер - отличный чертёжник.
Шмайссер на коллективной фотографии немецких конструкторов в Ижевске. 1951 год.