ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ ФЛОРА ВАСИЛЬЕВА
О. Н. Шульмина, Россия, Глазов. 2014 г.
Среди героев Флора Васильева немало и женских образов - женщине посвящено множество стихотворений поэта. Героини совершенно разные, но их объединяет прекрасный облик (как внешний, так и внутренний) и сложная женская судьба. Образ женщины, такой разной, загадочной и прекрасной, занимает важное место в творчестве удмуртского поэта. Этот образ многолик. Верная подруга, любящая мать, духовный наставник - всё это ипостаси женщины Ф. Васильева.
«Добротой, теплом, светом, любовью, преклонением перед женщиной наполнены стихи поэта Ф. Васильева, человека большой души, нравственной чистоты» [2, с. 2]. Флор Васильев боготворит женщину, преклоняется перед ней, называет её ласково: «светик мой ясный», «робкая подруга», «милая, солнышко», «любимая», «нежная». Через чувства, ощущения, эмоции лирического героя поэт в первую очередь передаёт своё особое отношение к женщине. «Его лирический герой - эстет, относящийся к женщине, к женской сути как к совершеннейшей модели мироздания» [3, с. 132]. Существуют определённые типы женских образов и стереотипы их поведения. За отправную точку в изучении женских образов в поэзии Флора Васильева буду считать следующие стереотипы:
1. Женщина - творение природы.
2. Женщина — мать.
3. Женщина - хозяйка.
Женщина - творение природы.
Наиболее близким женщине творением природы Флору Васильеву представляются цветы. И целый ряд стихотворений поэт посвящает этим хрупким созданиям, наделяя цветы женской внешностью, женским характером, женской душой. Образы цветка и женщины не просто стоят рядом, они переплетены. Так, за образами цветов вырисовывается нежный женский образ: то это по-весеннему хрупкое существо, то это женщина в расцвете своей зримой, чувственной красоты:
Женщина воду несёт
Словно декабрь тает.
Словно весна наступает.
Словно цветок расцветает. (Перевод Е. Храмова).
Образ девушки предстаёт хрупким, нежным, юным созданием, наполненным одновременно радостью и жаждой жизни:
Да и вся ты прекрасней цветка и налива,
Светишь в доме светлее огня... («Не гони», перевод В. Солоухина).
Метафора теряет свою поэтическую условность и разворачивается в целую картину при изображении образа женщины в стихотворении «Ты для меня - как глубокий вдох...» (29.05.1966):
Ты для меня - как глубокий вдох,
За которым выдоха нету;
Ты - италмас, мой нежный цветок,
Горящий зимой и летом...
У Флора Васильева есть ряд излюбленных деталей - символов женской красоты. И наиболее ярким символом являются чувственные женские глаза:
В зелёных лугах голубыми озёрами
Стоят незабудки, кажется свет их лазоревый
Светом твоих смеющихся глаз...
А мне беспокойно, а мне тяжело,
Мне холодно:
Солнце моё зашло,
Когда закрылись твои глаза... («Именем твоим» - Фаине).
Глаза милой приковывают внимание поэта не только своей красотой, но и живостью, игривостью, в них заключённой:
Глаза моей любимой
Словно голубые цветы льна,
Глаза моей любимой.
Если бы небо
Могло завидовать,
Оно завидовало бы
Глазам моей любимой. («Глаза моей любимой»).
Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями. Безнадёжностью, страхом и смирением веет от этой унылой картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием женщины. В стихотворении «Осенними лукавыми деньками...» поэт теми же мрачными красками рисует осенний пейзаж, тесно связанный с его идейным содержанием:
Осенними лукавыми деньками,
Смущённый лаской тёплого дождя,
Расцвел шиповник
Алыми цветами
И светится от счастья, как дитя.
Цветёт себе,
Красуется на зависть,
Но дышит небо холодом беды.
Не успевает округлиться завязь -
И вянут беззащитные цветы.
Колючие рассветные морозы
Настороже у каждого куста.
И плачешь ты, не утирая слезы,
Шиповник мой, святая простота...
Осенняя природа радует глаз расцветшими «алыми цветами» шиповника, но в то же время тревожит душу небо своим «холодом беды».
Женщина-мать.
Что может быть на свете священнее, чем мать?
Материнская тема прослеживается у Ф. Васильева наряду с другими женскими образами. Верность, постоянство чувств, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и поэтизированы поэтом в образе матери. Облик матери обладает пленительными чертами хранительницы очага и предстаёт перед нами работящей и верной женой, защитницей собственных детей и неизменной радетельницей за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты в стихотворении «Матери» (29.12.1964).
Поэт буквально не находит достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. Он относится к ней с любовью и преклонением. Подобное отношение к матери, помимо обычной сыновьей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:
Знаешь, мама,
На шалости мастер,
В том себя я сегодня виню,
Что тебе за морщинку не часто
Мог дарить по счастливому дню... («Матери», 29.12.1964)
Нам стоит чаще задуматься о том, как не ранить сердце матери, как сделать так, чтобы разгладились морщинки на её лице. Ведь чем старше становятся дети, тем больше нуждаются мамы в их заботе, внимании и любви.
Удивительный женский образ создан Флором Васильевым в стихотворении «Мать» (11.01.1969). Его героиня - это прежде всего любящая мать, которая заботится о своём чаде. В ней покоряет феномен неслыханной силы духа и искренности чувства материнской любви. В этом чувстве заложена огромная сила, свет, тепло и забота. Оно наполняет мир маленького человека радостью, целостностью. Любовь матери - это дающая силы, возрождающая энергия, это чистый, тихий свет, который освещает собой мир.
В материнстве жизнь женщины обретает иной, подлинный смысл. Мать хочет уберечь, защитить своё дитя от несчастий и бед:
Малыш шагнул,
Смешно взмахнул ручонкой,
Испуганно схватился за кровать.
Но как горда собою и ребёнком
От радости смеющаяся мать!...
Ты сумрачен -
И мать вот-вот заплачет.
Смеёшься - у неё весёлый вид.
И малая сьновья неудача
Большой бедою к матери спешит.
Женщина-хозяйка.
Женщина-крестьянка - вдохновенная Муза для многих поэтов. Её образ живой и чувственный. Жизнь женщины-хозяйки с её безрадостными буднями и непосильным трудом описывается поэтом в своих стихотворениях. Ей даровано «вечное терпение» и при этом столько нежности и любви, сочувствия и тепла. Честная, гордая, глубоко и сильно чувствующая крестьянка - таков образ женщины, воспетой Флором Васильевым.
Божественный и дивный женский образ Флор Васильев создаёт в стихотворении «Женщина воду несёт».
Женщина воду несёт.
До земли нагнулось коромысло.
Вода в ведре не шелохнётся,
Сама она стройна, как свеча.
Женщина воду несёт.
Ноги шагают, не спеша.
Под платьем играют бёдра.
Упруго-налитые мышцы радуют глаз.
Женщина воду несёт.
Словно поёт любимую мелодию,
Словно расплескивает своё счастье,
Подобно солнцу, не жалеет света.
Женщина воду несёт.
Все прохожие любуются ею.
Смотрят-обора чиваются.
Наверное, похожая на песню,
Она нравится им. Перевод В. Г. Пантелеевой [3, с. 135].
Это стихотворение было одним из любимых у Флора Васильева, он считал его несомненной удачей, поэтому в переводе он хотел добиться «той же нежности, свежести и тонкого чувства недоговорённости, которым пронизан этот лирический шедевр...».
Были рассмотрены далеко не все стихотворения поэта, в которых фигурирует образ женщины. Но из проанализированных произведений можно сделать вывод о том, что Флор Васильев изображает совершенно разных героинь, но их объединяет прекрасный облик (как внешний, так и внутренний) и сложная женская судьба. Образ женщины, такой разной, загадочной и прекрасной, занимает важное место в творчестве удмуртского поэта. Этот образ многолик. Верная подруга, любящая мать, духовный наставник - всё это ипостаси женщины Флора Васильева.
Список литературы
1. Васильев Ф. И. Стихотворения / Ф. И. Васильев; пер. с удм.; сост. А. Ермолаев. - Ижевск, 2003. - 664 с.
2. Когда женщина перед тобой: сб. стихов о любви Ф. И. Васильева / сост. В. Перевощикова (ученица 9 «Б» класса), О. Л. Астраханцева (учитель русского языка и литератуты). - Глазов, 2008. -48 с.
3. Пантелеева В. Г. Поэтический мир Флора Васильева. Национально-семантические особенности стиля: монография / В. Г. Пантелеева. - Ижевск: Удм. ин-т ист., яз. и лит. УрО РАН, 2000.- 196 с.