Муфту сцепления двигателя ИЖ-Ю можно выключать рычагом сцепления, расположенным на руле, а также рычагом переключения передач.
Пользоваться рычагом сцепления на руле рекомендуется при трогании мотоцикла, а при переключении передач во время движения удобнее использовать автомат для выключения сцепления, сблокированный с механизмом переключения передач. При нажатии на рычаг переключения сначала выключается сцепление и затем происходит переключение передач. Для регулировки надо снять рычаг переключения передач и крышку люка, установленную в левой крышке картера. Ослабив гайку, фиксирующую регулировочный винт (рис. 24), завернуть винт до упора, затем отвернуть на 1/4—1/2 оборота и затянуть гайку. Для проверки следует закрепить рычаг переключения передач и нажатием на него в ту или другую сторону определить величину свободного хода. Конец рычага переключения должен иметь свободный ход в пределах 5—6 мм. После этого регулировочным винтом, расположенным в кронштейне рычага сцепления на руле, необходимо установить свободный ход конца рычага сцепления в пределах 5—8 мм. Муфта сцепления работает в масляной ванне и поэтому, кроме проверки и своевременной регулировки, дополнительного ухода не требует.
На мотоциклах ИЖ-56, ИЖ-П, ПЖ-П2 через первые 500 км и далее через каждые 2000—2500 км пробега надо проводить смазку червяка через пресс-масленку.
Неисправности в работе муфты сцепления обычно связаны с неисправной регулировкой механизма выключения сцепления и легко устраняются проведением соответствующей регулировки свободного хода рычага.
Кроме того, причиной неполного выключения муфты сцепления может быть и осевое перемещение ведомого барабана сцепления при ослаблении затяжки гайки на первичном валу. В этом случае надо разобрать сцепление и затянуть гайку. Неполное выключение сцепления может быть вызвано и ослабленным закреплением правой крышки картера. Пробуксовка муфты сцепления может происходить из-за скола большого числа выступов «а ведущих дисках или из-за заедания червяка в правой крышке картера. В этом случае необходимо заменить диски или вынуть червяк из правой крышки, промыть и смазать сто, а также очистить от грязи посадочное место в крышке.
Надежность и срок службы узлов и деталей муфты сцепления зависят и от соблюдения правил эксплуатации мотоцикла. Недопустима длительная езда при полувыжатом сцеплении, так как из-за проскальзывания дисков они быстро изнашиваются. Кроме того, толкатель упирается в нажимной диск и вращается вместе с ним, а упорный стержень не вращается, так как отделен от него шариком. Это приводит к ускоренному износу торцов стержня и толкателя и изменению регулировки сцепления.
Для обеспечения подвижности ролика троса сцепления в рычаге выключения сцепления необходимо периодически проводить промывку и смазку указанного соединения. Отсутствие подвижности роликов приводит к перегибу троса в момент выключения сцепления и резко сокращает срок службы тросов.
Разбирать муфту сцепления можно без снятия двигателя с рамы. Для этого надо установить мотоцикл на центральную подставку, вывернуть пробку сливного отверстия и удалить масло из коробки передач. Можно не сливать масло из коробки передач, если наклонить мотоцикл в правую сторону, например, положив его на землю. В этом случае надо снять аккумуляторную батарею, воздухоочиститель и закрыть отверстие в пробке бензобака. Порядок разборки муфты сцепления указан в разделе «Разборка и сборка двигателя».
В случае замены ведущего барабана сцепления или звездочки на коленчатом валу, необходимо перед окончательной сборкой муфты сцепления проверить совпадение плоскостей их зубчатых венцов. Для этого без цепи надо закрепить на коленчатом валу звездочку, плотно прижать ведущий барабан к подшипнику первичного вала и приложить металлическую линейку. Зубчатый венец ведущего барабана не должен иметь отклонение более 0,4 мм от плоскости зубчатого венца звездочки, так как иначе из-за перекоса увеличится износ цепи и зубьев этих деталей. Если величина неплоскостности больше 0,4 мм, то надо поставить или убрать регулировочные шайбы, установленные между торцом ведущего барабана и подшипником первичного вала.
Для нормальной работы муфты сцепления необходимо, чтобы после закрепления пружин все гайки выступали над торцами колпачков не менее чем на 3,0—3,5 мм Кроме того, перед установкой левой крышки картера, нажимая на рычаг выжима сцепления на руле, проверить, нет ли перекоса при перемещении нажимного диска. Устранить перекосы нажимного диска можно с помощью одинакового поджатая всех пружин. Это не только обеспечит нормальную работу сцепления, но и позволит избежать перекосов диска и, как следствие, скола их выступов. Если прокладка левой крышки картера имеет повреждения или порвана, то она обязательно должна быть заменена новой, иначе это вызовет течь масла из коробки передач.