На мотоцикле «ИЖ-60М» устанавливается генератор переменного тока Г-37Б, состоящий из статора, ротора и передней крышки с узлом прерывателя. В целях уменьшения потерь на вихревые токи статор генератора набирается из тонких колец специальной стали. На внутренней поверхности статора расположены восемь пазов, в которые укладывается обмотка восьми катушек, намотанных проводом марки ПЭЛ. Катушки сгруппированы таким образом, что позволяют осуществить две независимые электрические цепи: одна служит для зажигания, а вторая— для питания приборов освещения и сигнала. Цепь зажигания состоит из трех последовательно соединенных катушек, при этом один конец цепи соединен с молоточком прерывателя и клеммой катушки зажигания, а второй — с массой. Цепь освещения состоит из пяти последовательно соединенных между собой катушек, причем начало обмоток возбуждения присоединяется к массе, а конец к клемме генератора и проводом связывается с переключателем света и сигналом. Позднее на мотоцикле «ИЖ-60М» устанавливается генератор переменного тока, у которого четыре катушки работают в цепи зажигания и четыре в цепи освещения. Это изменение улучшило надежность работы генератора.
Статор генератора прикрепляется к двигателю двумя винтами так же, как и генератор постоянного тока на мотоцикле «ИЖ-56».
Ротор генератора представляет собой восьмиполюсный магнит, отлитый из специального магнитного сплава. Ротор генератора устанавливается на конусную часть правой полуоси коленчатого вала и закрепляется на ней специальным болтом. Этим же болтом крепится к ротору и кулачок прерывателя. Механизм прерывателя, включающий искрогасительный конденсатор, рычажок прерывателя и кулачок, является неотъемлемой частью генератора. Все эти детали, за исключением кулачка, монтируются на крышке статора, которая устанавливается в строго определенном положении в соответствии с имеющимися заводскими метками. Всякое изменение положения крышки статора по отношению к заводским меткам приводит к ослаблению искры, ибо в этом случае ток в обмотке цепи зажигания к моменту разрыва контактов прерывателя будет меньше. В связи с этим изменение угла опережения зажигания должно производиться поворотом статора в пределах величины прорезей под винты крепления.
Рассмотрим коротко, как работает система зажигания генератора Г-37Б. При вращении якоря в цепи зажигания генератора возникает ток низкого напряжения. При замкнутых контактах прерывателя в этой цепи проходит ток короткого замыкания.
Как только контакты прерывателя разомкнутся, ток из обмотки зажигания через конденсатор поступает в первичную обмотку катушки зажигания. В это время во вторичной обмотке катушки зажигания индуктируется ток высокого напряжения. Между электродами свечи проскакивает искра и воспламеняет рабочую смесь.
При установке генератора на мотоцикл посадочные места статора и ротора должны быть очищены от консервирующей смазки и посторонних предметов. Якорь (ротор) генератора, надетый на полуось коленчатого вала, не должен иметь качки и перекоса. Винты крепления якоря и задней крышки генератора необходимо туго завернуть. При установке статора на картер двигателя надо следить за тем, чтобы кулачок якоря не упирался в молоточек прерывателя и не бороздил своей кромкой текстолитовый конец молоточка. Нарушение данного условия приводит к поломке текстолитовой части молоточка и изгибу оси прерывателя.
Поверхность полюсных наконечников должна быть покрыта тонким слоем антикоррозийной смазки «УН» ГОСТ 782-53, а войлок фильца пропитан двумя-тремя каплями автола. Зазор между контактами устанавливается следующим образом.
1. Якорь (ротор) генератора поворачивают в такое положение относительно молоточка прерывателя, чтобы зазор между контактами достигал максимальной величины, то есть текстолитовая подушечка молоточка прерывателя находилась на выступе кулачка.
2. Контактную стойку с помощью эксцентрика устанавливают так, чтобы контакты слегка зажимали щуп толщиною 0,4 мм, а щуп 0,35 мм проходил между ними свободно. Винт контактной стойки туго затягивается.
3. С помощью щупа повторно проверяют зазор. Если он изменился при затяжке винта, то установку зазора повторяют.
Установка зажигания, определяющего нормальную работу мотоциклетного двигателя, производится в следующем порядке:
а) ослабляются гайки стяжных шпилек на верхней крышке генератора;
б) статор с передней крышкой поворачивается относительно картера двигателя до получения разрыва контактов в момент, когда поршень не доходит до верхней мертвой точки на 4—5 мм; после чего затягиваются гайки стяжных шпилек.
Отвертывание винтов, расположенных на боковой части генератора и закрашенных краской, категорически воспрещается, так как это может привести к изменению абриса.