Проверка регулятора напряжения
В генератор встроен малогабаритный интегральный регулятор напряжения типа Я-112А. Он представляет собой неразборный нерегулируемый узел и расположен на крышке со стороны контактных колец генератора.
Регулятор автоматически непрерывно изменяет силу тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки генератора.
Проверка регулятора на автомобиле
Для проверки необходим вольтметр постоянного тока со шкалой до 15-30 в класса точности не ниже 1,0.
1. Пустите двигатель и дайте ему поработать 15 мин с частотой вращения коленчатого вала около 2000 мин при включенных фарах.
2. Замерьте напряжение между клеммой «III» и корпусом («массой») генератора. Напряжение должно находиться в пределах 13,5-14,6 в при температуре окружающего воздуха и генератора (25+10) °С. При температуре более высокой или более низкой напряжение может быть соответственно несколько ниже или выше на 0,2—0,3 В.
Если аккумуляторная батарея постоянно недозаряжается или перезаряжается и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, замените регулятор напряжения.
Проверка снятого регулятора
1. Между выводами «Ш» и «В» регулятора (рис. 7.10) включите лампу мощностью 1-3 Вт и напряжением 12 в, а металлическое основание («массу») регулятора подключите к клемме «-» источника тока.
2. К выводам «Б», «В» подайте сначала напряжение 12 В, а затем -15—16 В. Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором - гаснуть. Если лампа не горит в обоих случаях, то в регуляторе внутренний обрыв; если лампа горит в обоих случаях - в регуляторе пробой. Регулятор напряжения ремонту не подлежит.
Разборка и сборка генератора
1. Отверните винты 19 (см. рис. 7.6) и снимите щеткодержатель 15 в сборе с регулятором 20.
2. Пометьте любым способом взаимное расположение крышек 5,24 и статора 28.
3. Отверните гайки стяжных винтов и снимите крышку 5 генератора вместе с ротором 12.
4. Зажмите ротор в тисках, отверните гайку 1 шкива 3 и съемником снимите шкив с вала ротора 11.
5. Выньте из паза на валу сегментную шпонку 10 и снимите крышку 5.
6. Отверните гайки винтов, соединяющих наконечники диодов с выводами обмотки 29 статора 28, и извлеките статор 28 из крышки 24 генератора.
7. Отверните гайку контактного болта и снимите выпрямительный блок 26.
8. Соберите генератор в обратном порядке. При этом несоосность отверстий в лапах крышек генератора должна быть не более 0,4 мм, поэтому при сборке тщательно совместите нанесенные перед разборкой метки на крышках и статоре или вставьте в эти отверстия специальный калибр. Гайку крепления шкива затяните моментом 45-72 Н-м (4,5-7,2 кгс-м).
Проверка обмотки возбуждения ротора
Проверьте омметром (рис. 7.11), нет ли замыкания между витками в обмотке ротора и замыкания обмотки на корпус ротора.
Если обмотка не имеет короткозамкнутых витков, то ее сопротивление должно быть (3,7+0,2) Ом при температуре 20 °С. При измерении следите за надежностью контакта между кольцами ротора и присоединенными к ним проводниками.
Проверка статора
Перед проверкой выводы обмотки статора должны быть отсоединены от диодов выпрямительного блока.
В первую очередь проверьте омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора и не замыкаются ли ее витки на «массу» (рис. 7.12).
Проверьте специальным дефектоскопом, нет ли в обмотке статора короткозамкнутых витков.
Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в диодах выпрямителя. Статор с таким повреждением обмотки замените.
Проверка диодов выпрямительного блока
Исправный диод пропускает ток только в одном направлении, неисправный может вообще не пропускать ток (обрыв цепи) или пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание).
В случае повреждения одного из диодов выпрямительного блока необходимо заменить целиком выпрямительный блок.
Короткое замыкание диодов можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора, омметром или с помощью лампы (25~40 Вт) и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 7.13.
Для проверки одновременно «положительных» и «отрицательных» диодов подсоедините через лампу клемму «+» батареи к «плюсовой» клемме генератора, а клемму «-» - на корпус.
Если лампа горит, то и «отрицательные», и «положительные» диоды замкнуты накоротко. Для более точной диагностики проверьте выпрямительный блок на снятом и разобранном генераторе с отсоединенной статорной обмоткойи конденсатором (рис.7.14).
ПРИМЕЧАНИЕ
С целью упрощения крепления деталей выпрямительного блока три диода имеют на корпусе «плюс» выпрямленного напряжения. Эти диоды «положительные» и запрессованы в одну пластину выпрямительного блока. Другие три диода «отрицательные», имеют на корпусе «минус» выпрямленного напряжения и запрессованы в другую пластину выпрямительного блока.
При исправных диодах выпрямительного блока контрольная лампа должна гореть в положении I переключателя, в положении II - гореть не должна. Если в обоих положениях переключателя лампа горит или не горит, значит неисправны диоды выпрямительного блока и его следует заменить.