Тормоза мотоциклов ИЖ-Планета -5, -4, -3 и ИЖ-Юпитер  -5, -4, -3. Редуктор спидометра.

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
Мотоциклы Иж. Статьи.
иж планета 5 тормоза, иж юпитер 5 тормоза, редуктор спидометра иж

   А Блог     |  IZ-article.ru    |    А Блог    |    Турецкий язык     |     Статьи о Турции
   Барабанные тормоза с механическим приводом. Тормоза мотоциклов Планета и Юпитер барабанные, колодочные. Так они называются потому, что эффект торможения достигается за счет трения, возникающего между накладками колодок и поверхностью трения, жестко связанной со ступицей колеса. Поверхность представляет собой барабан. При торможении накладки и барабан сильно разогреваются, что приводит к снижению эффективности торможения. Для лучшего отвода тепла ступицы колес мотоциклов ИЖ изготовлены из алюминиевого сплава с оребрением.

    Тормозные колодки бывают двух типов. Для барабанных тормозов они выполнены в виде сегментов, наружная форма которых копирует поверхность барабана. Колодки дисковых тормозов плоские. В любом случае к рабочей поверхности колодок приклеены, либо приклепаны накладки из фрикционного материала.

    Поскольку тормоз чаще всего располагается справа или слева колеса, его называют односторонним. Симметричным его называют в связи с тем, что обе колодки конструктивно одинаковы. И, наконец, в том случае, когда колодки одним концом опираются на неподвижный упор, тормоз именуют — "с нерегулируемым упором".

    Передние тормоза — с двухкулачковым механическим приводом (конструкция показана на рис. 4.24, каталог деталей — в табл. 4.15), а задние — с однокулачковым механическим приводом. В общем виде тормоз состоит из колодок с тормозными накладками из специальной асбомассы, разжимного кулачка тормозного барабана и привода (характеристика дана в табл. 4.14). При нажатии на рычаг ножного тормоза движение передается через тягу и промежуточный рычаг, установленный на маятниковой вилке, на заднюю тягу 39 (рис. 4.22) через регулировочный винт, а от нее на рычаг и кулачок 69. При повороте кулачка колодки раздвигаются и прижимаются к тормозному барабану. Возвращение колодок в исходное положение после окончания торможения осуществляется двумя пружинами 70.
    На мотоциклах ИЖП5-01, ИЖП6 в приводе тормоза заднего колеса в приводе тормоза заднего колеса изменена конструкция рычага тормоза, который выполнен из трубы и расположен под подножкой пассажира, что улучшает эргономику торможения. Ось соединения кронштейна рычага с тягой практически совпадает с осью маятниковой вилки задней подвески, что исключает качание рычага тормоза при срабатывании задней подвески, то есть устранен дефект мотоциклов предыдущих моделей.

    На маятниковой вилке размещены рычаги переходного тормозного валика.

    Принцип работы переднего тормоза аналогичен описанному выше, разница лишь в приводе (передний тормоз приводится в действие тросовым приводом от рычага ручного тормоза, расположенного на правой стороне руля) и в наличии двух кулачков, действующих одновременно на разные концы тормозных колодок. При нажатии на рычаг кулачки поворачиваются и раздвигают тормозные колодки, прижимая их к тормозному барабану, жестко связанному со ступицей колеса. Возникающие между колодками и барабаном силы трения значительно увеличивают сопротивление качению колеса, мотоцикл снижает скорость и останавливается. Тормозная система требует особого внимания.

    Тормоз заднего колеса регулируйте винтом, расположенным в кожухе звездочки заднего колеса (рис. 4.25). При ввертывании винта зазор между колодками и барабаном уменьшается. Установите свободный ход рычага тормоза 20...30 мм. Не допускайте, чтобы тормозные накладки касались барабана. Положение рычага тормоза заднего колеса относительно подножки отрегулируйте, пользуясь регулировочным винтом.
Колесо переднее сплицованное. Механизм тормозной мотоцикла ИЖ
Колесо переднее. Механизм тормозной мотоцикла ИЖ
Техническая характеристика барабанного колодочного тормоза мотоцикла ИЖ
    Регулируя тормоз переднего колеса, действуйте в следующей последовательности (рис.4.26): расшплинтуйте и выньте палец из соединения тяги с левым коротким рычагом. С помощью регулировочного винта 5 упора троса отрегулируйте натяжение троса тормоза так, чтобы при вращении колеса нижняя колодка касалась тормозного барабана, после чего заверните регулировочный винт на 1/2 оборота. Поворотом левого рычага по часовой стрелке доведите верхнюю колодку до касания с тормозным барабаном, вставьте тягу в паз левого рычага и проверьте совпадение отверстий в тяге и рычаге. При несовпадении отверстий отрегулируйте длину тяги, предварительно ослабив контргайку. При этом зазор между колодкой и тормозным барабаном должен быть наименьший и обеспечивать вращение колеса без касания колодки. Вставьте палец в отверстие левого рычага и тяги, зашплинтуйте.

    Установите свободный ход на конце рычага тормоза переднего колеса 10...20 мм. Следите, чтобы тормозные колодки не касались барабана. Степень износа тормозных накладок определяется положением флажка индикатора износа. Предельно допустимый износ соответствует совпадению флажка с меткой 1 на крышке тормозного барабана при выжатом рычаге тормоза переднего колеса. При сборке флажок установите на метку 0 (при этом рычаг тормоза не должен быть соединен с тросом). После регулировки тормоза флажок займет положение между метками 0 и 1.
Регулировка тормоза заднего колеса мотоцикла ИЖ
    Для улучшения работы привода тормоза переднего колеса в весенне осенний период смазывайте канат троса переднего тормоза маслом моторным автомобильным или тормозной жидкостью, а регулировочные винты располагайте пазом вниз. Смазку производите, окуная канат в емкость с маслом с последующим перемещением оболочки (5—10 раз) по канату.

    Неисправности тормозов, как правило, возникают вследствие замасливания накладок или их износа. При замасливании поверхность накладки необходимо промыть чистым бензином, который полностью удаляет масляный налет. Если торколодки сильно сглажены, их следует зачистить наждачной шкуркой и снова тщательно промыть. В случае износа накладок (характерными признаками являются потеря эффективности торможения, "писк" при торможении или положение индикатора износа тормоза на отметке 1) тормозные колодки необходимо заменить новыми. После сборки колес и регулировки тормозов необходимо в первую очередь опробовать надежность работы тормозов. Опору разжимного кулачка время от времени смазывают консистентной смазкой, однако осторожно, чтобы избыточная смазка не проникла в тормозной барабан. Когда полностью использован запас регулировочных шайб и накладки изношены до предела — накладки необходимо заменить. Замена накладок. Сделайте на накладке разметку двух отверстий и просверлите их сверлом, лучше двухзаходным 03,2 мм. Затем с внешней стороны накладки рассверлите отверстия 06,5 мм на глубину 2,5 мм (лучше двухзаходным сверлом с указанными диаметрами). При установке заклепок их шляпки должны быть на 1,5—2 мм ниже поверхности накладки, а сама накладка — плотно прилегать к поверхности колодки.

    Позднее, фрикционные накладки к колодкам стали приклеивать. Поэтому необходимо поверхность накладки и колодки смазать бакелитовым клеем и обжать колодку в приспособлении, после чего произвести разметку, просверлить равномерно по всей поверхности колодки отверстия и заклепать. Если накладка несколько шире колодки, обрежьте ее.

    При сборке колодок сначала установите кулачок в первоначальное положение так, чтобы он не разжимал колодки, затем их в сборе с пружинами расположите под углом между собой и, надев на торец кулачка и шарнирного пальца, поставьте колодки на место. Отремонтированные и собранные на тормозной крышке или корпусе кожуха звездочки колодки должны быть обточены на токарном станке или обпилены напильником до нужного диаметра тормозного барабана. Прилегание колодок к барабану проверяется торможением. Если оно происходит малыми участками, то точки прилегания необходимо зачистить, установить колесо на место и отрегулировать тормоза.


Регулировка двухкулачкого тормоза переднего колеса мотоцикла ИЖ
Тормоза мотоцикла ИЖ

другой источник


Колесо заднее, механизм тормозной
и передача силовая мотоциклов
ИЖ-Планета -5, -4, -3
и ИЖ-Юпитер  -5, -4, -3.
Колесо переднее, механизм тормозной
ИЖ-Планета-5,-4,-3
и ИЖ-Юпитер-5,-4,-3.
Тормоз дисковый переднего колеса мотоциклов
ИЖ-Планета -5, -4, -3
и ИЖ-Юпитер  -5, -4, -3.
Редуктор спидометра.

    Редуктор спидометра мотоциклов с барабанным тормозом конструктивно установлен в крышке переднего тормоза. В зависимости от того, как используется колесо, на шлицевую втулку ступицы надевается ведомая звездочка цепной передачи или колесо редуктора спидометра ведущее 45 (рис. 4.24), вращение от которого передается на червячное зубчатое колесо 23 и далее через гибкий вал к спидометру. Зубчатое колесо ведомое 23 вместе с бронзовой втулкой 24, которая выполняет здесь роль подшипника, входит в прилив крышки переднего тормоза 25, крепится в ней болтом 28.

    Обслуживание редуктора спидометра заключается в смазке шестерен. Для этого необходимо:

—    отвернуть болт 28, фиксирующий гибкий вал во втулке редуктора спидометра;
—    снять со ступицы колеса стопорное кольцо редуктора спидометра. Для удаления грязи все указанные детали и тормозные колодки колеса промойте и смажьте консистентной смазкой трущиеся детали. Основные неисправности редуктора — это износ шестерен и бронзовой втулки, служащей подшипником для червячного колеса. Новую втулку легко изготовить в любой мастерской, где есть токарный станок (рис. 4.19).

    На мотоциклах с дисковым тормозом редуктор спидометра имеет другую конструкцию (рис. 4.17). Между левым цилиндром резервуара (подвижной трубой) вилки и левым подшипником колеса монтируется редуктор спидометра 20, состоящий из корпуса редуктора 17, двух шестерен — ведущей 15 и ведомой 19, муфты редуктора 12. Стопорное пружинное кольцо 13 предохраняет ведущую шестерню от осевого смещения. Вращение от колеса на ведущую шестерню передается муфтой 12, которая фиксируется в ступице колеса. Манжета предохраняет редуктор спидометра и подшипники колеса от попадания в них пыли и грязи. Внутренние полости редуктора при сборке должны быть заполнены смазкой Литол-24.


Втулка редуктора спидометра мотоцикла ИЖ