Для нормальной работы двигателя внутреннего сгорания необходимо в определенный момент обеспечить воспламенение сжатой в цилиндре рабочей смеси. Для получения наибольшей мощности и экономичности воспламенение смеси от электрической искры, проскакивающей между электродами свечи, должно происходить до прихода поршня в верхнюю мертвую точку (ВМТ) приблизительно за 20° по углу поворота коленчатого вала. Практически определение момента проскакивания искры (опережения зажигания) производится не по величине угла поворота коленчатого вала, а по положению поршня относительно ВМТ. Так как ход поршня у разных двигателей различен, то и величина опережения зажигания, выраженная в расстоянии поршня до ВМТ, при одном и том же угле поворота коленчатого вала будет разной. Наиболее оптимальным па двигателях ИЖ-56, ИЖ-Планета, ИЖ-Планета 2 является опережение зажигания 3,5-4,0 мм до ВМТ, на двигателях ИЖ-Юпитер, ИЖ-Юпитер 2 — 2,0-2,6 мм до ВМТ. Если опережение зажигания больше указанных величин, то оно называется ранним, если меньше — то поздним.
При очень позднем опережении зажигания воспламенение смеси происходит около ВМТ, а сгорание ее — после того, как поршень прошел ВМТ, т. е. когда объем камеры сгорания из-за движения поршня вниз увеличивается. В результате давление газов в цилиндре уменьшается, мощность и экономичность двигателя снижаются, изменяется температурный режим и двигатель перегревается. При очень раннем моменте зажигания воспламенение смеси происходит задолго до прихода поршня в ВМТ, т. е. сгорание смеси идет при все уменьшающемся объеме камеры сгорания. В результате давление газов в цилиндре резко возрастает и увеличиваются механические нагрузки на все узлы и детали кривошипно-шатунного механизма. Из-за резкого увеличения давления часть топлива воспламеняется не от фронта пламени сгорающих газов, перемещающегося со скоростью 20—25 м/сек, а от самовоспламенения вследствие высоких давлений и температур, т. е. имеет место детонационное сгорание взрывного характера.
При работе двигателя в цилиндре прослушивается характерный «цокающий» звук. Все это приводит к увеличенным нагрузкам и ускоренному износу деталей, снижению мощности и перегреву двигателя. Своевременное и бесперебойное искрообразование обеспечивается системой зажигания, состоящей из следующих основных элементов: источник электрического тока (аккумуляторная батарея или генератор в зависимости от режима работы двигателя), прерыватель, конденсатор, катушка зажигания, свечи, электропровода. При размыкании контактов прерывателя, включенного в цепь низкого напряжения, во вторичной обмотке катушки зажигания индуктируется ток высокого напряжения, при прохождении которого между электродами свечи происходит искрообразование и воспламенение смеси в цилиндре. Положение поршня относительно ВМТ в момент размыкания контактов прерывателя и определяет величину опережения зажигания.
На мотоциклах ИЖК-56 установку зажигания с генератором Г-36М рекомендуется делать следующим образом: снять регулятор опережения зажигания, повернуть коленчатый вал кикстартором до получения полного размыкания контакт» прерывателя. Ослабить винты 4 и 3 (рис. 49) и, поворачивая основание наковаленки 2, установить зазор между контактами, который должен быть равным 0,4—0,6 мм, а затем затянуть винт 3. После того как зазор между контактами будет установлен, надо снова, поворачивая коленчатый вал, найти на торце якоря генератора метку, сделанную цветной краской, н подвести ее к прорези с левой стороны крышки генератора, это приблизительно соответствует положению поршня 3,5—4,0 мм до верхней мертвой точки. Ослабить впит 1 и установить регулятор опережения.
При разведенных грузиках регулятора, в момент, когда метка на торце коллектора находится против паза в крышке генератора, должно происходить размыкание контактов прерывателя. Момент размыкания контактов прерывателя устанавливается поворотом основания прерывателя. После установки прерывателя в нужном положении необходимо снять регулятор опережения зажигания и, закрепив винты 1 и 4, снова установить его на место.
Момент начала размыкания контактов можно точно определить при помощи электрической лампочки (6 вольт), например от заднего фонаря. Лампа присоединяется одним контактом к «массе», а вторым — к клемме молоточка прерывателя. При замкнутых контактах и включенном зажигании лампа гореть не будет. В момент размыкания контактов лампа загорится.
Менее точно момент размыкания контактов можно определить без лампы. Для этого между контактами прерывателя вкладывают папиросную бумагу. При замкнутых контактах бумага зажата усилием пружины молоточка, в момент размыкания она свободно извлекается рукой.
Для более точной установки зажигания рекомендуется положение поршня определять при снятой головке цилиндра.