Промышленность XVIII века на территории Удмуртии.

Драгунов Евгений Федорович.
Ижевский оружийник.
ВОЕННО-ПОЛЕВАЯ УЗКОКОЛЕЙКА
Ижевск - Гольяны.

    Давно сгинули на территории Удмуртии железные дороги с узкой колеей и снующие по ним паровозики - "кукушки". Узкоколейка была построена в германскую войну от Ижевского оружейного завода к Гольянской пристани. Значение этой дороги, столь недолго существовавшей, было огромно. Практически до 1917 года, пока не была построена железнодорожная ветка от Агрыза до Ижевска, пристань в Гольянах в жизни ижевцев играла важнейшую роль как для отправления и получения грузов, так и для пассажирского сообщения. Ижевск долго оставался в транспортной изоляции, которую в какой-то степени помогла преодолеть Военно-полевая железная дорога. А назвали ее так, потому что строила узкоколейку Отдельная саперно-инженерная рота. Понятие "рота" в данном случае весьма условно, ибо по численности она равнялась "современному стрелковому корпусу - 17,6 тыс. человек. Командиром "роты" был полковник Крыжановский. Вдобавок в середине 1915 года к "роте" был прикомандирован лагерь немецких военнопленных - численностью 34,4 тыс. человек.

   Уже в августе 1915 года по этой дороге начали перевозить ижевские грузы, в том числе и знаменитые трехлинейки в гольянский арсенал, откуда оружие грузилось на пароходы и поступало в действующую армию. Военно-полевая дорога в самом Ижевске имела несколько веток, к примеру, в заводской арсенал, расположенный тогда на самой окраине, а нынче оказавшийся, по сути, в самом центре. С территории завода узкоколейка проходила по современным "Октябрьскому переулку", переходила на улицу Революционную - Краева и по улице Коммунаров - на Карлудскую площадь".

    Демонтировали узкоколейку в 1924 году.
Паровозик кукушка на военно-полевой узкоколейке.
УЗКОКОЛЕЙКА , паровозик кукушка, полковник крыжановский
Военно-полевая узкоколейка Ижевск - Гольяны история фото
198
Военно-полевая узкоколейка Ижевск - Гольяны.

IZarticle