Быт ижевского рабочего,  Клеймо  мастерового.
Излюбленным орнаментом у ижевских мастеровых были стилизованные клещи. Наличник и карниз дома на ул. В.Сивкова.
Излюбленным орнаментом у ижевских мастеровых были стилизованные клещи. Наличник и карниз дома на ул. В.Сивкова.
Промышленность XVIII века на территории Удмуртии.

Приписные крестьяне.

    Приписные крестьяне - феодально-зависимое население России в XVII - середине XIX.вв., которое вместо уплаты подушной и оброчной подати обязано было работать на казенных или частных заводах и фабриках. С целью поддержки крупной промышленности и обеспечения ее постоянной и дешевой рабочей силой правительство широко практиковало приписку государственных крестьян к предприятиям, особенно металлургическим, на Урале и в Сибири. Во второй половине XVIII в. к строящимся Ижевскому и Воткинскому заводам Шувалова П.И. указом Сената было приписано до 13 000 государственных крестьян. К концу XVIII в. их численность возросла до 19 000.
    В 1848 году в Твери собрали 459 рекрутов, будущих мастеровых, и сказали: шагом марш на Ижевский завод. Этот подневольный труд продолжался до 1867 года, когда на военном производстве отменили крепостное право. Выходцы из Твери, единственные, которые получали ижевские кафтаны (на сегодня 19 человек).
Ижевские мастера
Клеймо  мастерого Ижевского оружейного завода.
Клеймо  мастерового Ижевского оружейного завода.
Ижевское железо XVIII.
Первая специализация Ижевска.
Предпринимательский кодекс, сформулированный  купцом Петровым Василием Ивановичем.
Оружие Ижевского оруженого завода.
(список)
Ижевские мастера
Быт ижевского рабочего 1867-1904.
Стр.1, Кафтанщики.

   Быт села Ижева отличался основательной размеренностью. Жили оружейники, средним числом шестеро, по квадратным в плане избам с парой-тройкой окон на улицу и одним-двумя во двор. Были сени, лестница, чаще крытая, амбар, ледник, хлев, баня по-черному. У иных еще, через сени, пристраивалась и летняя изба. Вдоль стен шли лавки, да в переднем углу стоял стол. Порой был шкаф и несколько стульев. В красном углу, у икон, теплилась лампадка, а от печи, тихо потрескивая в железной рогульке, светила лучина. Кто побогаче - заводил сальные свечи, а то и настоящие "барские" лампы с фитилем. Кровать была в редком доме. Спали на полатях, а коли жарко - на полу, на лоскутном ковре. Постельного белья не водилось. Мыло для ежедневного употребления  считали роскошью.

   Питались хлебом да квасом. Остальные продукты служили приправой к хлебу. Две трети мастеровых баловались мясом не более раза в неделю. Зато за самоваром - первым признаком семейного достатка - сидели везде. На Троицу и Екатеринен день затевали пироги с рыбой из пруда. Лепили и пельмени - с мясом, капустой, рыбой. В рабочие дни обедать старались дома. Дальние же приносили в цех ломоть ржаного хлеба и сушеную рыбу, которую расколачивали обухом, вымачивали в воде.

   Одевались тщательно. В лаптях на Иже ходили только крайние бедняки. По воскресным дням "сам" вышагивал непременно в картузе и при медалях, в пальто или сюртуке, а то и в "царском" кафтане. Хозяйка, кликали которую только по мужу ("Семениха" - жена Семена), наряжалась в ситцевое платье и кофту, ботинки с высокими подборками. Девушки любили зеленные и ярко-желтые полушалки. Мотовством считалось ношение бархатных кацавеек. Еще в 1870-х годах почти в каждом доме держали прялку и ткацкий станок, стараясь, по возможности , обеспечивать себя своим же тканьем.

   Книги появились в домах оружейников лишь с 1896 года.

   Свой дом, корова, покосы, лесные участки - основа основ коренного мастерового с Ижа.  Верхушка рабочего класса, кавтанщики, держали оружейные, слесарные и ювелирные мастерские, дававшие побочный заработок.

   IZarticle                |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |