Электрооборудование
мотоциклов ИЖ-Планета -5, -4, -3 и ИЖ-Юпитер  -5, -4, -3.

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
Мотоциклы Иж. Статьи.
схема электрооборудования иж юпитер 5, электрическая схема иж юпитер 5 с обозначениями, схема электрооборудования иж планета 5, электрическая схема мотоцикла иж планета 5, электрическая планета 5-01

   А Блог     |  IZ-article.ru    |    А Блог    |    Турецкий язык     |     Статьи о Турции
    На последних моделях мотоциклов Планета 5-01, Планета 6 применена 12-вольтная система электрооборудования с генератором на постоянных магнитах и системой зажигания, независимой от наличия аккумуляторной батареи (рис. 5.2). Новая система зажигания обеспечивает также автоматическое регулирование опережения зажигания двигателя в зависимости от оборотов коленчатого вала.
    За 50 лет производства мотоциклов ИЖ система электрооборудования принципиально менялась три раза.

    Система электрооборудования напряжением 6 В с генератором постоянного тока мощностью 45 Вт применялась на мотоциклах с ИЖ350 до ИЖПЗ, ИЖЮЗ включительно.

    Повышенная интенсивность транспортного потока и появление специальных требований к светосигнальным приборам мотоциклов потребовали перехода на систему электрооборудования напряжением 12 В с генератором переменного тока мощностью 100—140 Вт. Недостаток этой системы в сравнении с предыдущей — значительное усложнение как по количеству приборов, так и по коммутации. К тому же она требует наличия для пуска двигателя заряженной аккумуляторной батареи, что является ее недостатком как техническим, так и экономическим для потребителей мотоциклов. Такая система применяется на моделях ИЖЮ4, ИЖП4, ИЖЮ5, ИЖП5 (рис. 5.1).
Схема электрическая мотоциклов Планета 5, Юпитер 5
Рис. 5.1. Схема электрическая мотоциклов Планета 5, Юпитер 5:

1— лампа стояночного света А12-4; 2— лампа дальнего-ближнего света А12-45-40; 3— контрольная лампа работы генератора А12-1; 4— контрольная лампа давления масла А12-1; 5,6— лампы подсветки шкалы спидометра АМН 12-3; 7, 15, 16, 19, 22, 32— лампы указателей поворота мотоцикла и бокового прицепа А12-21-3; 8— переключатель правый; 9— включатель стоп-сигнала ручного тормоза; 10— прерыватель; II— прерыватель; 12— блок выпрямитель-регулятор напряжения БПВ 14-10; 13— включатель стоп-сигнала ножного тормоза; 14 и 18— лампы габарита бокового прицепа А12-5; 17— лампа стоп-сигнала бокового прицепа А12-21-3; 20— лампа стоп-сигнала А12-21-3; 21— лампа заднего габарита мотоцикла А12-5; 23-батарея аккумуляторная;24— предохранитель; 25— датчик давления масла; 26-включатель лампы нейтрали; 27— катушка зажигания; 28— свеча зажигания; 29-замок зажигания; 30— звуковой сигнал; 31— переключатель левый; 33— прерыватель указателей поворота; 34— контрольная лампа дальнего света А12-1; 35— контрольная лампа нейтрали А12-1; 36— контрольная лампа указателей поворота АМН 12-3.

Обозначение расцветки проводов: О — оранжевый, Г — голубой, Ж — желтый, Кч — коричневый, Р — розовый, С — серый, К — красный, Ф — фиолетовый, Ч — черный, 3 — зеленый.

Условные обозначения на блоке БПВ 14-0 (поз. 12): — XI — "минус" обмотки возбуждения; — Х2 — "минус" аккумуляторной батареи (масса); ХЗ — "плюсовой" вывод на контрольную лампу; Х4, Х5, Х7 — фазы статорной обмотки генератора; Х8 — "плюс" аккумуляторной батареи.

Примечание. На мотоцикле с боковым прицепом задний фонарь бокового прицепа подключается в разъемы зеленого и красных проводов, идущих к заднему фонарю мотоцикла (на схеме показано пунктиром). Провод от указателей поворота бокового прицепа подключается вместо правого заднего указателя поворота мотоцикла. Фонари-указатели поворота с правой стороны мотоцикла переставляются на боковой прицеп. На мотоциклах с совместной смазкой поз. 4, 25 не устанавливаются.
    В зависимости от функциональных связей отдельных приборов и их целевого назначения электрооборудование мотоциклов можно условно подразделить на следующие основные системы:

1.    Система электроснабжения (батарея аккумуляторная, генератор, блок выпрямитель-регулятор).
2.    Система зажигания (катушки зажигания, свечи, наконечники свечные, прерыватели).
3.    Система освещения, световой и звуковой сигнализации (фара головного света, фонари габаритных огней, сигналов торможения, указатели поворота, прерыватель указателей поворота, световозвращатели, сигнал звуковой).
4.    Контрольно-измерительные приборы (спидометр, сигнализаторы светооптические).
5.    Коммутационная и защитная аппаратура (переключатели, выключатели, предохранители).
6.    Установочные электроизделия (наконечники, соединители электропроводов, электропровода).

    На мотоциклах ИЖ-Планета, Иж-Юпитер применяется однопроводная схема электрооборудования, то есть вторым проводом, соединяющим потребителей с источниками питания, является масса мотоцикла. С массой соединяются отрицательные выводы источников питания и потребителей. Взаимосвязь всех приборов и агрегатов электрооборудования мотоцикла осуществляется согласно монтажной схеме (рис. 5.1).

    На мотоциклах Планета 5, Юпитер 5 выключатель (замок) зажигания обеспечивает включение в работу приборов электрооборудования согласно табл. 5.1.

Рис. 5.2. Схема электрическая мотоцикла ИЖ-Планета 5-01:

1, 13, 29, 34, 39— лампы А12-21-3 фонаря-указателя поворота мотоцикла и бокового прицепа; 2, 14, 28, 33, 38— фонари-указатели поворотов; 3— контрольная лампа А12-1 "Д. свет"; 4— лампа А12-4 стояночного света; 5— фара; 6— лампа А12-45-40 дальнего-ближнего света фары; 7— контрольная лампа АМН 12-3-1 указателя поворота; 8— контрольная лампа А12-1 “нейтраль”;- 9— контрольная лампа А12 "масло"; 10— лампа АМН12-3-1 освещения спидометра; 11— спидометр; 12— щиток приборов; 15— переключатель комбинированный; 16— включатель зажигания; 17— включатель стоп-сигнала тормоза переднего колеса; 18— прерыватель указателей поворота; 19— сигнал звуковой; 20— свеча зажигания; 21— наконечник свечной; 22— катушка зажигания; 27-коммутатор; 24— лампа А12-5 фонаря бокового прицепа; 25— фонарь передний бокового прицепа; 26— генератор; 27-датчик; 30— фонарь задний бокового прицепа; 31— лампа А12-5 габарита бокового прицепа; 32— лампа А12-21-3 стоп-сигнала бокового прицепа; 35— лампа А12-21-4 стоп-сигнала мотоцикла; 36— фонарь задний мотоцикла; 37— лампа А12-5 заднего габарита мотоцикла; 40— выключатель стоп-сигнала тормоза заднего колеса; 41— выпрямитель-регулятор напряжения; 42— предохранитель; 43— батарея аккумуляторная; 44— клапан-датчик подачи масла; 45— включатель лампы "нейтраль"; 46— переключатель сигнализации

Обозначение расцветки проводов: Г — голубой; Ж — желтый; 3 — зеленый; К — красный; Кч — коричневый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; Ф фиолетовый; Ч — черный Примечание.

На мотоцикле с боковым при цепом фонарь задний бокового прицепа подключается в разъем зеленого и красных проводов, идущих к фонарю заднему мотоцикла (на схеме показано пунктиром).

    Работой и включением всех систем управляют соответствующие выключатели и переключатели. Напряжение питания ко всем потребителям подводится через выключатель (замок) зажигания.

    С 1995 года на мотоциклах ИЖ вместо выключателя 14.3704 применяется выключатель зажигания 7.107-3704, имеющий 8 клемм подключения. При этом на мотоциклах Планета 5, Юпитер 5 (кроме Планета 5-01 и Планета 6) клеммы 1 и 2 не задействованы, провод с клеммы 1 выключателя 14.3704 (по электросхеме) подключается к клемме 3 выключателя 7.107-3704, с клеммы 2— к клемме 5, с клеммы 3— к клемме 6, с клеммы 5— к клемме 7, с клеммы 6— к клемме 8 соответственно.

    Батарея аккумуляторная и потребители электроэнергии на мотоциклах ИЖП5, ИЖЮ5 подключены параллельно к клемме Х8 выпрямителя-регулятора, то есть к общей точке регулируемого напряжения генераторной установки. Такое включение по раздельным цепям улучшает условия зарядки аккумуляторной батареи при эксплуатации мотоциклов. Цепь аккумуляторной батареи защищена плавким предохранителем, рассчитанным на максимальный ток 10 А. Предохранитель размещается в левом инструментальном ящике.

    Система зажигания обеих моделей мотоциклов батарейная, контактная с механическими прерывателями.

    Система оснащена аварийным выключателем двигателя, размещенным в правом комбинированном переключателе.

    Основное отличие в электрооборудовании мотоциклов определяется количеством катушек зажигания, конструкцией прерывателей и схемой аварийного выключателя двигателей.

    На мотоцикле Иж-Планета 5, оснащенном одноцилиндровым двигателем, устанавливается одна катушка зажигания и прерыватель Г36М1. Сб. 5 (рис. 5.3, 5.12). Аварийный выключатель двигателя подключается к отрицательному выводу катушки зажигания и к "массе" мотоцикла. При остановке двигателя аварийным выключателем низковольтная цепь катушки зажигания (первичная обмотка) соединяется с "массой", искрообразование при этом прекращается.

    На мотоциклах Иж-Юпитер, оснащенных двухцилиндровым двигателем, устанавливаются две катушки зажигания и прерыватель Г36М2. Сб.З с двумя парами контактов (рис. 5.4, 5.13). Аварийный выключатель двигателя подсоединяется к отрицательным выводам катушек зажигания. При остановке двигателя аварийным выключателем, прерыватели зажигания электрически соединяются между собой, искрообразование при этом прекращается. Аварийный выключатель на "Юпитере" нормально функционирует при зазорах между контактами прерывателей в пределах 0,4...0,6 мм. При зазорах 0,7 мм и более остановка двигателя аварийным выклю чателем невозможна, так как электрическая связь между прерывателями в этом случае не обеспечивается.

    Для соединения узлов электрооборудования в общую схему на мотоциклах применяются гибкие низковольтные провода типа ПГВА с сечением токопроводящей жилы 0,75, 1,0 и 2,5 мм в поливинилхлоридной изоляции следующих 10 цветов: голубой, желтый, зеленый, коричневый, красный, оранжевый, розовый, серый, фиолетовый, черный. Провода подключаются к узлам электрооборудования колодочными штекерными разъемами автомобильного типа, одиночными штекерами и наконечниками под винтовые зажимы.

    Для подключения электрооборудования боковых прицепов к бортовой сети мотоциклов предусмотрены одиночные штекерные соединения, в разъем которых включаются провода фонарей бокового прицепа.

    Особенностью монтажной схемы мотоциклов Планета 5-01, Планета 6 с генератором на постоянных магнитах является система зажигания, обеспечивающая работу двигателя независимо от аккумуляторной батареи (рис. 5.2). Переключатель зажигания на мотоциклах ИЖП5-01, ИЖП6 обеспечивает включение приборов электрооборудования согласно табл. 5.2. Особенность электросхемы мотоцикла ИЖП5-01— наличие дополнительных приборов: датчика и коммутатора зажигания, а также предельно упрощенная схема системы зажигания: генератор с датчиком — коммутатор — катушка — свеча зажигания. Выключатель зажигания имеет 8 клемм подключения (рис. 5.14).


Схема работы выключателя зажигания 14.3707
Схема работы выключателя зажигания 7.107-3704 мотоцикла ИЖ Планета 5-01, ИЖ Планета 6