фото иж-1
Ижевск - Родина отечественных мотоциклов.

   Работа по созданию советских мотоциклов в Ижевске началась на Ижевском заводе (мотозавод) в 1928г.

     Документы тех лет, газетные публикации свидетельствуют о том, что инициатива энтузиастов автомобиле- и мотоциклостроения имела поддержку как на месте, так и в центральных органах. «В связи с решением облисполкома о строительстве в Ижевске автомобильно - мотоциклетного завода, — писала 15 апреля 1932 года газета «Ижевская правда», — при ОСНХ (областном сонете народного хозяйства) организуются опытные мастерские, которые к 1 августа должны будут дать 10 пробных мотоциклов и 10 автомашин. Внимание всей общественности должно быть сосредоточено на соблюдении сроков выпуска этих машин и особенно на качестве их, ибо этим самым на Всесоюзном автопробеге решится вопрос, можно ли дать Ижевску такое ответственное строительство...»

23 апреля 1932 года президиум Центрального совета общества Автодор принял постановление, в котором говорилось:

«1. Всемерно приветствовать и поддержать инициативу, проявленную советскими и общественными организациями Удмуртской автономной области в деле постройки опытного мотоциклетного завода в г. Ижевске.

2.    Войти в НКТП (НКТП — Народный комиссариат тяжелой промышленности) и СНК СССР с просьбой санкционировать постройку этого завода и обеспечить его необходимыми средствами, сырьем и полуфабрикатами.

3.    Для немедленного развертывания работ по постройке завода отпустить Удмуртскому облисполкому из средств ЦС Автодор 275 тыс. руб.

4.    Принять шефство над Ижевским опытным мотозаводом и присвоить ему имя Всесоюзного общества Автодор».

    А уже через год, 1 мая 1933 года, та же газета «Ижевская правда» сообщила: «Пролетарии Ижевска празднуют еще одну победу — пуск механического цеха первого в СССР мотозавода».

    Пусть и небольшим по нынешним меркам был тот цех, но поражают сроки его строительства — всего одни год! Таким был в то кипучее время темп жизни. И история создания ижевских мотоциклов дает немало тому примеров. Попробуем вспомнить наиболее яркие из них.

    Инженеру П. В. Можарову и его сподвижникам понадобилось всего восемь месяцев, чтобы разработать пять моделей мотоциклов. Сутками не выходили они из мастерской, сложные детали изготавливали прямо но эскизам, многое делали своими руками, потому что эго было их детищем. Что двигало ими? Энтузиазм первой пятилетки или желание быстрее осуществить заветную инженерную мечту? Или срочное задание правительства? Скорее всего, и то, и другое, и третье.

    Вот что вспоминает И. И. Чекмарев, который стоял у истоков мотоциклостроения в Ижевске, а затем был первым директором мотозавода: «В начале 1928 года Ижевскому оружейному производству, входившему в состав Ижстальзавода, было поручено начать подготовку к освоению мотоциклов. Вскоре я был назначен заместителем директора завода по выпуску этой продукции. В нашей стране в то время не было опыта производства мотоциклов, поэтому конструкторы завода не имели практики в этом деле. Начинать приходилось па пустом месте.

    На заводе срочно было организовано конструкторское бюро по проектированию мотоциклов. Руководил этим бюро П. Можаров. В состав ведущих конструкторов входили Л. Владимиров, К. Лутс, Д. Гроссман, С. Кульпин, П. Щукин, Д. Зебзеев и другие. К новому делу привлекли наиболее квалифицированных рабочих. Особенно выделялась среди них бригада Иосифа Шадрина, которая собирала первые ижевские мотоциклы.

    В Германии были куплены образцы изделий лучших мотоциклетных фирм. Конструкторы взялись за изучение этих машин и стали работать над созданием типа мотоцикла, который бы отличался от всех заграничных марок».

    Попытки создать отечественный мотоцикл делались и до ААожарова. Так, в 1924 году московский инженер П. И. Львов сконструировал 500-кубовый «Союз» с задней пружинной подвеской. Но дело тогда развития не получило. Понадобилось еще пять лет, чтобы вплотную подойти к рождению мотоциклетного производства в стране.

    Дата выпуска первого ижевского мотоцикла «ИЖ-1» четко обозначена в документах заводской истории. 17 ичиября 1929 года он под восторженные возгласы собравшихся выкатил из ворот Ижстальзавода. Эта уникальная машина, установленная в наши дни в музее объединения «Ижмаш», была по тем временам довольна прогрессивной — имела четырехтактный двухцилиндровый 24-сильный двигатель с рабочим объемом в 1200 кубических сантиметров, штампованную раму, задняя часть, которой использовалась в качестве глушителя, а также карданную передачу, считавшуюся тогда смелым техническим решением. На своем первенце конструкторы применили взаимозаменяемые колеса. Без коляски мотоцикл весил 300 килограммов, но особенно громоздким не казался, так как был сконструирован очень рационально.

    За 8 месяцев группа, которой руководил Можаров, собрали и спроектировали 5 различных моделей (ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5) мотоциклов.

   17 сентября 1929 года Можаров Петр Владимирович сам впервые выехал на ИЖ- за пределы Ижевска. Это был громоздкий мотоцикл весом в 300 кг. Но это был первый мотоцикл отечественной конструкции, причем очень надежный в поездках по неблагоустроенным грунтовым дорогам.

   В сентябре 1929 года 4 мотоцикла ИЖ-1 участвовали в 25-дневном испытательном мотопробеге по маршруту Москва-Ленинград-Харьков-Москва 4000 км.
Купцы Удмуртии.
Список предпринимателей (фабрикантов) удмуртии (династии Камско-Вятского региона), список торговых домов.

Обзор частных фабрик ижевского охотничьего оружия.
Предпринимательский кодекс, сформулированный  купцом Петровым Василием Ивановичем.
Мотоциклы Ижевска, Мотоциклы Иж, статьи мотоциклах
Иж-1 и Можаров П.В.
Мотоциклы Иж. Статьи - перечень.
Мотоциклы "иж". Модельный ряд.

    Мотоцикл ИЖ-1. 1929 год.
    Мотоцикл ИЖ-2.
    Мотоцикл ИЖ-3.
    Мотоцикл ИЖ-4.
    Мотоцикл ИЖ-5.
    Мотоцикл ИЖ-7.
    Мотоцикл ИЖ-8.
    Мотоцикл Иж-9.
    Мотоцикл ИЖ-12
    Мотоцикл "ИЖ-49". 1951 г.
    Мотоцикл ИЖ-50А
    Мотоцикл ИЖ-54А
    Мотоцикл ИЖ-56
    Мотоцикл ИЖ-57-2М
    Мотоцикл ИЖ-60-2М
    Мотоцикл ИЖ-250 "Сатурн"  или ИЖ-Д12
    Мотоцикл ИЖ-350, ИЖ-350С.
    Мотоцикл ИЖ-500
    Мотоцикл ИЖ-M-11, ИЖ-К-11
    ПМЗ-А-750.
    Завод №524 (Ижевский мотозавод).
    Ижевский машиностроительный. Мотоцикл ИЖ-350.
    Почтовые марки Ижевск, Удмуртия в марках. Мотоцикл ИЖ-1.
    Мотопробег Ижевск - Москва.
    ОАО «Ижевские Мотоциклы».
    Старый Ижевск фото. Фото мотоциклов.
    Фото мотоциклистов ИЖ.  
    Участие мотоциклов ИЖ в наиболее важных пробегах и соревнованиях 1929-1972 гг.
  
   Моторная передача мотоциклов ИЖ-Ю3, ИЖ-Ю3К, ИЖ-Ю3-01, ИЖ-П3, ИЖ-П3-01.
   Технические характеристики мотоциклов: ИЖ-Ю, ИЖ-ЮК, ИЖ-Ю2, ИЖ-Ю2К, ИЖ-Ю3, ИЖ-Ю3К, ИЖ-Ю3-01, ИЖ-П, ИЖ-П2, ИЖ-П3, ИЖ-П3-01
   Схема двигателя мотоцикла ИЖ-Ю3.
   Схема двигателя мотоцикла ИЖ-П3.
   Мотоциклетный карбюратор К-28 (ИЖ)
   Мотоциклетный карбюратор К-36 (ИЖ).
   Мотоциклетный карбюратор К-62 (ИЖ).
   Воздухоочиститель ижевских мотоциклов.
   Муфта сцепления и ее устройство ИЖ-Ю3, ИЖ-Ю3К, ИЖ-Ю3-01, ИЖ-П3, ИЖ-П3-01
   Коробка перемены передач ИЖ-Ю3К, ИЖ-Ю3-01, ИЖ-П3, ИЖ-П3-01.
   Механизм переключения передач мотоцикла ИЖ-П3
   Колёса мотоцикла ИЖ.
   Тормоза мотоцикла ИЖ.
   Принципиальная электрическая схема мотоцикла ИЖ-Ю3
   Принципиальная электрическая схема мотоцикла ИЖ-П3
   Монтажные электрические схемы мотоциклов ИЖ-Юпитер.
   Монтажные электрические схемы мотоциклов ИЖ-Планета.
   Генератор мотоциклов ИЖ.
   Прерыватель мотоциклов ИЖ.
   Установка зажигания мотоциклов ИЖ
   Замок зажигания с центральным переключением мотоцикла ИЖ.
   Возможные неисправности мотоциклов  ИЖ  и способы их устранения.
   Цилиндры ИЖ-Юпитер3
   Цилиндры ИЖ-Планета3.
   Коленчатый вал ИЖ-Юпитер3.
   Коленчатый вал ИЖ-Планета3.
   Разборка коробки передач двигателя ИЖ-Юпитер3.
   Разборка коробки передач двигателя ИЖ-Планета3.
   Конструктивные особенности двигателей ИЖ-Юпитер3, ИЖ-Планета3 и отличие их от предыдущих моделей.
   Снятие амортизаторов и разборка ИЖ-Юпитер3, ИЖ-Планета3.
   Размеры, допуски и натяги в сопрягаемых деталях ИЖ-Юпитер, ИЖ-Планета.
  
  
  

   IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
   На вновь организованном мотопроизводстве на Ижевском машиностроительном заводе в 1932 году выпускались мотоциклы ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9 и ИЖ-12. Во время Великой Отечественной войны производство мотоциклов было временно прекращено, а уже в 1946 году был начат массовый выпуск модели ИЖ-350.
    В 1950 году был освоен выпуск мотоцикла ИЖ-49.
    В 1955 году было образовано специальное конструкторское бюро. Им разработана новая модель мотоцикла ИЖ-56. Часть мотоциклов модели ИЖ-49 и ИЖ-56 выпускались с боковыми прицепами.
    В 1961 году появился новый мотоцикл ИЖ-Юпитер с двухцилиндровым двигателем мощностью 18 л.с., предназначенный для эксплуатации как с боковым прицепом, так и без него. А уже в следующем году завод приступил к выпуску мотоциклов ИЖ-Планета. Экипажные части мотоциклов ИЖ-П и ИЖ-Ю унифицированы, введено легкосъемное седло, объединенное с задним грязевым щитком, инерционный воздухоочиститель заменен контактно-масляным. Подрессорный передний щиток улучшил проходимость бокового прицепа за счет увеличения объема кузова и откидного ветрового стекла.

    С 1966 года было начато производство новых моделей ИЖ-П2 и ИЖ-Ю2. Обе модели явились дальнейшим усовершенствованием предыдущих. Мощность двигателей увеличена у ИЖ-П2 до 15,5 л.с., у ИЖ-Ю2 - до 19 л.с. Применение разборных глушителей создало удобство для ухода и обслуживания, а внедрение литых ступиц и тормозных колодок сократило тормозной путь. За счет применения колес с шинами 3,5-18, вместо 3,25-19, улучшена комфортабельность и проходимость мотоцикла. Модель ИЖ-Ю2 также выпускалась с боковым прицепом.

    В 1971 году освоены новые модели мотоциклов ИЖ-Планета-3 и ИЖ-Юпитер-3. В конструкции этих мотоциклов, с целью унификации, сохранены некоторые узлы прежних моделей, хорошо зарекомендовавшие себя в процессе длительной эксплуатации. За счет изменения формы бензобака, грязевых щитков, инструментальных ящиков мотоциклы приобрели красивый внешний вид.  Впервые мотоциклы оснащены световыми указателями поворота. Высокий полуспортивный руль обеспечил удобную посадку водителю и снизил его утомляемость. Мощность двигателя мотоцикла ИЖ-П3 возросла до 18 л.с., а мощность двигателя ИЖ-Ю3 - до 25 л.с.
    Боковой прицеп  БП-1, предназначенный для мотоцикла ИЖ-Ю3, отличался не только внешним видом, но и конструкцией. Вместо торсионной подвески колеса установлена маятниковая подвеска с гидравлическим тормозом с приводом от рычага ножного тормоза мотоцикла. Для удобства посадки пассажира передняя часть капота кузова сделана выдвижной.

    На модернизированных моделях ИЖ-Юпитер 3-01 и Иж-Планета 3-01 введен ряд новшеств, направленных на улучшение эксплуатации и повышение активной и пассивной безопасности.
    На мотоциклы с боковым прицепом устанавливаются стояночный тормоз, расположенный в зоне рычага ножного тормоза. Для постановки мотоцикла на стоянку необходимо нажать на рычаг ножного тормоза и повернуть по часовой стрелке до упора рычаг стояночного тормоза.
    Рукоятка управления дросселем катушечного типа, вместо ползунковой, уменьшает угол поворота руки до полного открытия дросселя.
    На рулевой колонке устанавливается противоугонное устройство с замком, позволяющее фиксировать рулевую колонку при повернутом вправо руле.
    Безопасность езды повышается за счет: введения защищенных дуг, закрепленных на передней трубе рамы; зеркала заднего вида, смонтированного на руле слева; откидывающихся подножек пассажира; резиновых шариков на концах рычагов тормоза и сцепления на руле.
    В кронштейне рычага ручного тормоза установлен включатель стоп - сигнала и при нажатии на рычаг загорается лампа стоп - сигнала в заднем фонаре.
    Передний щиток так называемого циркульного типа имеет конструкцию крепления, позволяющую регулировать зазор между щитком и шиной в зависимости от дорожных условий.
    Для облегчения установки мотоцикла на центральную подставку служит боковая ручка (с левой стороны над амортизатором).
Мотоцикл ИЖ-Ю3
Мотоцикл ИЖ-П3
   В январе 2008 года производство мотоциклов "ИЖ" было прекращено.
Мотоцикл ИЖ-Ю3
Мотоцикл ИЖ-П3