смазка двигателя планета 6, раздельная смазка планета 6, иж планета 5 раздельная смазка
Система раздельной смазки двигателей Планета 5-01 и Планета 6

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
Мотоциклы Иж. Статьи.

   IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
Схема системы раздельной смазки двигателей Планета 5-01 и Планета 6
Система раздельной смазки двигателя Планета 5-01
    Так называемая "раздельная" система смазки двигателя обеспечивает дозированную как по оборотам коленчатого вала, так и по нагрузке на мотоцикл подачу масла в топливо, поступающее в цилиндр двигателя.

    Применение на двигателях Планета 5-01, Планета 6 системы раздельной смазки сокращает в 1,3— 2,7 раза эксплуатационный расход масла, снижает дымность и токсичность отработавших газов, уменьшает нагарообразованис в камере сгорания и на поршневых кольцах, исключает закоксовывание глушителей. В результате повышается долговечность двигателя, стабильность мощностных и экономических параметров, улучшаются пусковые качества двигателя и удобство заправок мотоциклов на автозаправочных станциях.

    Принципиальная схема системы "раздельной" смазки двухтактного двигателя приведена на рис. 3.17. Расположение узлов и деталей системы двигателя Планета 5-01 показано на рис. 3.18.
Рис. 3.17. Схема системы раздельной смазки двигателей Планета 5-01, Планета 6:

1— муфта, 2— маслонасос, 3— левая крышка картера, 4— пробка слива масла из емкости, 5— клапан-датчик, 6— смотровое окно, 7— дозатор, 8— масляная емкость, 9— обратный клапан, 10— рычаг управления, 11—электропровод, 12— сигнальная лампа, 13— трос дозатора, 14— карбюратор, 15— трос дросселя карбюратора, 16— распределительная муфта, 17— трос газа, 18— рукоятка дросселя карбюратора, 19— форсунка, 20— впускной патрубок, 21, 24— маслопровод, 22— пробка, 23— фильтр.

Рис. 3.18. Система раздельной смазки двигателя Планета 5-01:

1— пробка слива масла из картера, 2— контрольный глазок коробки передач, 3— пробка слива масла из емкости системы смазки, 4— маслонасос, 5— смотровой глазок емкости системы смазки, 6— электропровод клапана-датчика, 7— скрепка колпачка, 8— винт регулировочный, 9— колпачок, 10— трос дозатора, 11— пробка наливного отверстия емкости системы смазки, 12— кольцо уплотнительное, 13— фильтр наливного отверстия, 14— корпус фильтра, 15— маслопровод впускного патрубка, 76— карбюратор, 17— рычаг пускового механизма, 18— рычаг переключения передач, 19— подножка водителя

    Система раздельной смазки состоит из насоса, дозатора, обратного клапана и клапана-датчика. Насос помещен в масляную понос и. левой крышки картера и соединен муфтой с коленчатым валом двигателя. Управление дозатором насоса осуществляется ручкой газа мотоцикла тросами через распределительную муфту синхронно с управлением дросселем карбюратора. Трубчатым нагнетательным маслопроводом насос соединен с форсункой, установленной во впускном патрубке цилиндра. Электрический сигнал от датчика выведен в щиток приборов на индикатор "масло".

    Состав и конструкция системы раздельной смазки показана на рис. 3.19, обозначение, наименование и количество деталей даны в табл. 3.13.
Конструкция системы смазки двигателя Планета 5-01
Конструкция системы раздельной смазки
      Насос масляный 43 (рис. 3.19) состоит из литого корпуса 12, винта подающего 1 с профилированной винтовой канавкой, обратного клапана 20—27, клапана-датчика с контактом 6—7, дозирующего механизма 38—42 и крышки насоса 3. Стальной подающий винт имеет торцовую упорную шайбу 13 и уплотняющий сальник 14. От осевого перемещения он ограничен крышкой насоса и стопорным кольцом 16. Дозирующий механизм (дозатор) включает шток дозатора 42 с винтовой канавкой и поводком, пружину 41, гильзу 38 с радиальными отверстиями. Гильза дозатора установлена в отверстие корпуса и закреплена гайкой 8. Уплотнение гильзы осуществляется резиновыми кольцами 39. Тягой 34 шток дозатора соединен с регулируемым рычагом 36. Клапан-датчик состоит из латунного поршня 6, поджимаемого пружиной 7 к контактной клемме. Клапан обратный включает корпус, толкатель, мембрану, пружину и пробку 27 корпуса 20.

    Масляная емкость образована полостью в левой крышке картера 54 и крышкой емкости 47. Для заправки имеется горловина с пробкой 61 и фильтром 57—59. Контроль уровня масла осуществляется через смотровое отверстие, а слив масла — через отверстие, заглушенное болтом 45.

    При работе двигателя масло по каналу попадает на рабочую поверхность (заходную часть) подающего винта и захватывается его винтовой канавкой. По принципу "жидкой гайки" масло подается в полость нагнетания под крышку насоса и по каналу в крышке — к контактам клапана-датчика. Под давлением масла поршень клапана-датчика сжимает пружину и отходит от клеммы (седла). При этом размыкается электрическая цепь контрольного индикатора "масло", и в щитке приборов загорается индикатор.

    Масло поступает к подводящим отверстиям гильзы дозатора и через них — к дросселирующей части штока дозатора. Дозатор работает по принципу дроссельного делителя потока масла на две части обратно пропорционально длине винтовой канавки штока. Одна часть масла направляется на перепуск (вниз по гильзе) в масляную емкость системы смазки, другая часть — к отводящим отверстиям гильзы и через обратный клапан, маслопровод и форсунку — во впускной патрубок двигателя. Соотношение длин винтовой канавки штока на перепуске масла и на подаче в цилиндр зависит от положения штока дозатора, регулируемого через тягу рычагом управления. Шток дозатора имеет два крайних положения: начальное, соответствующее минимальной подаче масла в двигатель, и конечное — соответствующее максимальной подаче масла. При этом дроссель карбюратора полностью поднят,что обеспечивается применением приводе карбюратора и масляного насоса.

    Начальное положение штока определяется положением рычага управления насоса "на упоре" регулировочного винта в корпус насоса и регулируется этим винтом.

    В конечное положение шток дозатора приходит при повороте рычага насоса на величину, соответствующую максимальному ходу дросселя карбюратора. При этом сжимается пружина дозатора, усилия которой достаточно для возврата штока и тросового привода насоса в начальное положение. Регулируемая конструкция рычага позволяет точно установить ход штока дозатора в зависимости от хода дросселя карбюратора.

   
    Обратный клапан препятствует перетеканию масла из нагнетательного маслопровода в масляную емкость при неработающем двигателе. Для двухцилиндровых двигателей насосы комплектуются дроссельным делителем масла по цилиндрам двигателя, выполняющим одновременно роль обратного клапана. Техническая характеристика масляного насоса приведена в табл. 3.14.


    Эксплуатация мотоцикла, имеющего систему “раздельной” смазки, имеет свои особенности. Прежде всего необходимо заполнить систему маслом, для чего:

—    залить масло в масляную емкость через заливную горловину;
—    залить в бензобак 1 — 1,5 л смеси бензина с маслом в пропорции 100:1;
—    запустить двигатель;
—    вытянуть за оболочку трос дозатора насоса до упора и, поддерживая работу двигателя на режиме холостого хода, заполнить прозрачный маслопровод (при снятых защитных кожухах карбюратора);
—    установить трос дозатора на место, дозаправить бензобак чистым бензином;
—    проверить работу индикатора “масло” на щитке приборов. Во-вторых, необходимо отрегулировать свободный ход троса дозатора в следующей последовательности:
—    ослабить скрепку и сдвинуть колпачок защитный регулировочного винта троса по оболочке троса;
—    отвернуть контргайку и ввернуть регулировочный винт для создания слабины троса;
—    повернуть рукоятку "газа" на величину свободного хода троса дросселя карбюратора и отрегулировать натяжение троса дозатора насоса до конца свободного хода оболочки троса;
— закрепить винт регулировочный контргайкой и установить колпачок со скрепкой.

    При каждой заправке бензином рекомендуется проверять наличие масла в емкости по смотровому глазку. Если уровень масла виден или он ниже смотрового глазка, необходимо заправиться маслом. Вместимость емкости масла выше уровня смотрового глазка 0,75 л, запас масла ниже смотрового глазка — 0,3 л.

    В случае прекращения подачи масла в цилиндр двигателя по информации цветового индикатора на щитке приборов необходимо прекратить работу двигателя до выяснения причины. Допускается, при необходимости, движение мотоцикла не более I км.

    Подача масла прекращается, когда в масляной емкости его остается В случае невозможности устранить неисправность в системе "раздельной" смазки необходимо перейти на смесь бензина с маслом в отношении 25:1 и отсоединить масляный насос от коленчатого вала. Для этого снять левую крышку картера и изъять муфту из гнезда болта крепления моторной звездочки.

    Через 500 и 3000 км пробега необходимо проверить затяжку винтов насоса, его крепления, болтов закрепления штуцеров и маслопроводов, через каждые 6000 км промыть бензином фильтр заливной горловины масляной емкости, а через 15000 км — внутреннюю полость масляной емкости.
Техническая характеристика масляного насоса.