Детали телескопической вилки
мотоциклов ИЖ-Планета -5, -4, -3
и ИЖ-Юпитер  -5, -4, -3.

Мотоциклы "иж". Модельный ряд.
Мотоциклы Иж. Статьи.
вилка юпитер 5, вилка планета 5, вилка переднего колеса иж

   А Блог     |  IZ-article.ru    |    А Блог    |    Турецкий язык     |     Статьи о Турции
Вилка телескопическая

Поз.

Код ОКП

Обозначение

Наименование
Количество на мотоцикле, шт.

ИЖ-
П3


ИЖ-
Ю3

ИЖ-П3
-02

ИЖ-
Ю4


ИЖ-П4


ИЖ-
Ю5

ИЖ-П5


ИЖ-
Ю5
-01


1







2




3




4

5



6

7

8



9



10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29











30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46



47

48



49

50

51

52

53





54

55


56

57

58

59



45 4814 6715

45 4814 7024

45 4814 6556

45 4814 6558

45 4814 6133

45 4814 6135


45 4814 6129

45 4814 6131


45 4814 6125

45 4814 7212

45 4814 6376

45 9347 4570

45 4814 2813

45 4814 7535

45 4814 7531

45 4814 4629

45 4814 5289

45 4814 0125

45 1652 6636

45 4814 0508

45 4814 0143

45 4814 3089

45 4814 2739

45 9816 1027

45 4814 6056

45 4814 6748

45 9347 1567

45 4814 3090

45 4814 6747

45 4814 4734

45 4814 3376

45 4814 0605

45 4814 0099

45 4814 0097

45 9976 4108

45 4814 0101

45 4814 7214

45 4814 6377

45 4814 6492



45 4814 6493



45 4814 0876

45 4814 7406

45 4814 6743

45 4814 0136

45 4814 4015

45 4814 6127

45 4814 6745

45 9553 1057

45 4814 0241

45 4814 0239

45 9346 1528

45 4814 7747

45 4814 2909

45 9816 1026

45 9553 1055

45 4814 7743

45 4814 6293

45 4814 0141

45 4814 0147

45 4814 5722

45 4814 0121

45 4814 5611

45 4814 0232

45 9553 1056

45 4814 7088

45 4814 6162

45 4814 5606

45 4814 0129

45 4814 6282

45 4814 4635


45 9976 8040

45 4814 2861

45 9976 1201


7.107-2901010

7.108-2901010

ИЖП4К.СБ.3-0-7

ИЖП4К.СБ.3-0-8

ИЖП4.СБ.3-21-1

ИЖП4К.СБ.3-21
-1

ИЖП4.СБ.3-20-1

ИЖП4К.СБ.3-20
-1

ИЖП4.СБ.3-2-2

7.107-2901020

ИЖ56.СБ.З-63-5

201510-29

ИЖШБ-19

ИЖ49.СБ.3-1-3

ИЖ56.3-2-4

ИЖП4.СБ.З-14

ИЖП4К.СБ.З-14

ИЖ49.3-3-1

778706

ИЖ56.3-114

ИЖ49.3-42

ИЖПС.3-29-1

ИЖГ-103

252156-29

ИЖП4.3-1-1

7.107-3805025



ИЖПС.3-30

7.107-3805024

ИЖП4.7-12

ИЖПС.7-10

ИЖ56.СБ. 19-5-1

ИЖ49.0-2

ИЖ49.0-1

ИЖГ-24

ИЖ49.0-4

7.107-2901021

ИЖ56.СБ.3-64-5

ИЖП4.СБ.З-313И



ИЖП4.С6-3-323И



ИЖП.СБ. 3-7-1

ИЖП4.3-46

7.107-3726022

ИЖ49.3-25

ИЖ56.3-125-1

ИЖП4.СБ.3-3-2

7.107-3726023

250512-29

ИЖ49.19-6

ИЖ49.19-5-1

201462-29

7.107-341804

ИЖШПЛ-5

252155-29

250510-29

ИЖП.3-11-1

ИЖП4.3-31-1

ИЖ49.3-31

ИЖ49.3-69

ИЖ49.СБ.З-25-2

ИЖ49.СБ.З-25

ИЖП4.3-36-1

ИЖ49.1-135

250511-29

ИЖП4.3-40

ИЖП4.3-8-1

ИЖП4.3-8

ИЖ49.3-8

ИЖП4.СБ-3-30

ИЖП4.СБ.З-18


ИЖШТ-3

ИЖШБ-28

ИЖБ-34

ИЖП4.Сб.3-14

ИЖП4К.Сб.3-14


Вилка телескопическая

Вилка телескопическая

Вилка телескопическая

Вилка телескопическая

Перо вилки левое

Перо вилки левое


Перо вилки правое

Перо вилки правое


Труба скользящая правая

Кожух правый в сборе

Кожух правый

Болт М10—6gX65

Шайба

Мостик нижний в сборе

Мостик нижний

Амортизатор в сборе

Амортизатор в сборе

Валик рулевой колонки

Подшипник

Колпачок защитный

Гайка М26Х1.5—7Н

Втулка

Гайка М10—6H

Шайба 10

Мостик верхний

Кронштейн левый

Болт М10—6gX50

Втулка

Кронштейн правый

Втулка

Втулка

Рукоятка демпфера

Пружина демпфера

Диск опорный

Гайка М26Х 1,5

Шайба рулевой колонки

Кожух левый

Кожух левый

Кожухи левый и правый в комплекте с кронштейнами под указатели поворотов

Кожухи левый и правый в комплекте с кронштейнами под указатели поворотов

Уплотнение в сборе

Прокладка уплотнительная

Кронштейн

Втулка скользящей трубы

Держатель троса

Труба скользящая левая

Кронштейн

Гайка М10—6Н

Накладка фрикционная

Ограничитель поворота

Болт М8—6gX35

Шайба нажимная

Шплинт 3,2Х 18

Шайба 8

Гайка М8—6Н

Уплотнение

Поршень

Поршень

Кольцо

Труба несущая в сборе

Труба несущая

Пробка

Кольцо уплотнительное

Гайка М8Х 1—6H

Шайба 8

Пружина вилки

Пружина вилки

Пружина вилки

Шток

Стойка амортизатора
в сборе

Штифт

Шайба

Болт М8Х 1—6gX23

Амортизатор в сборе

Амортизатор в сборе



1


1(-)

-(1)


1(-)

-(1)


1


1

2

2

1

1

2(-)

-(2)

1

2

1

1

4

2

4

1

1

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1


1




1



2

2

1

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2


2

2


2

2


4

1



2

2

2


2

2

2

2(-)

-(2)



1


1(-)

-(1)


1(-)

-(1)


1


1

2

2

1

1

2(-)

-(2)

1

2

1

1

4

2

4

1

1

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1


1




1



2

2

1

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2
   

2

2


2

2


4

1

2(-)

-(2)


2

2


2

2

2

2(-)

-(2)




1

1(-)

-(1)


1(-)

-(1)


1

1


2

2

1

1

2(-)

-(2)

1

2

1

1

4

2

4

1

1

2

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1


1






2

2

1

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1
 
2

2


2

2


2

2

4

1

2(-)

-(2)


2

2


2

2

2

2(-)

-(2)

1(-)

-(1)



1(-)

-(1)


1(-)

-(1)


1

1


2

2

1

1

2(-)

-(2)

1

2

1

1

4

2

4

1

1

2

Ч

1

2

2

1

1

1

1

1

1








2

2

1

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

2

2


2

2


2

2

4

1

2(-)

-(2)


2

2


2

2

2

2(-)

-(2)
Примечание. В графе «Количество» первая цифра указывает количество для мотоциклов без бокового прицепа, вторая (в скобках) — с боковым прицепом.
Детали телескопической вилки  мотоциклов ИЖ-Планета -5, -4, -3 и ИЖ-Юпитер  -5, -4, -3.
    Передние подвески мотоциклов выполняют в виде телескопических и рычажных вилок. Наибольшее распространение в настоящее время получили телескопические подвески (вилки), применяемые на мотоциклах всех классов. Значительно менее распространенные рычажные подвески устанавливают в основном на легких мотоциклах и, главным образом,— на мотороллерах.

    В зависимости от схемы работы различают рычажные подвески толкающего (ось качания рычагов расположена сзади оси колеса) и тянущего (ось качания рычагов — впереди оси колеса) типа. И те и другие могут быть длиннорычажными или короткорычажными. Если длина рычага близка по величине радиусу колеса — подвеску называют длиннорычажной; если значительно меньше радиуса — короткорычажной. На передней подвеске располагается управляемое переднее колесо. Поэтому, кроме перечисленных выше функций, она является еще и основной частью рулевого управления мотоциклом. От конструкции передней подвески во многом зависит надежность рулевого управления и устойчивость мотоцикла при движении в различных дорожных условиях.

    На мотоциклах ИЖ в качестве передней подвески применяется телескопическая вилка, состоящая из двух амортизирующих элементов ("перьев"), соединенных между собой вверху двумя мостиками рулевой колонки, а внизу — осью переднего колеса. Вилка поворачивается в рулевой колонке на двух упорных шарикоподшипниках. Конструкция вилки телескопической показана на рис. 4.6, 4.7 и в табл. 4.3.

Вилка телескопическая переднего колеса мотоцикла ИЖ
    Каждый амортизирующий элемент состоит из трубы несущей 12 (рис. 4.6), трубы скользящей 21 и пружинно-гидравлического амортизатора. Несущая труба крепится в отверстиях верхнего и нижнего мостиков с помощью болтового зажима. Скользящая труба имеет в нижней части проушину для оси переднего колеса. Внутри скользящей трубы с помощью болта 23 закреплена стойка 22, на которую опирается пружина 17 амортизатора. Параметры амортизатора приведены в табл. 4.5.

    В верхней части несущей трубы установлена пробка 3, в которую вворачивается и с помощью гаек фиксируется верхняя часть штока 16 амортизатора. Уплотнение между несущей и скользящей трубами осуществляется сальниковым узлом 13, 14. В каждый амортизирующий элемент через пробку 3 заливается по 0,175 л масла веретенного АУ или амортизационного МГП10. Передняя телескопическая вилка работает следующим образом. При наезде на препятствие кблесо поднимается вверх, перемещая всю подвижную часть вилки и сжимая пружину. Амортизаторная жидкость, находящаяся в стойке 22 и в скользящей трубе 21, свободно перетекает в верхнюю часть корпуса, открывая клапан 19 штока. При обратном ходе подвижной части вилки клапан закрывается, плотно прижимаясь к поршню 20 штока. Амортизаторная жидкость в этом случае будет возвращаться в нижнюю часть корпуса только через кольцевой зазор между поршнем и наконечником амортизатора, снижая скорость перемещения подвижной части пера, уменьшая отдачу пружины.

    Четкая работа телескопической вилки определяет такие качества мотоцикла, как плавность хода, легкость управления, устойчивость, и в значительной мере — ресурс машины в целом. Поэтому необходимо своевременно и грамотно проводить техническое обслуживание и соблюдать основные правила эксплуатации этого узла.

    Одна из наиболее часто встречающихся неисправностей вилки — стук при обратном ходе — обычно свидетельствует о недостаточном количестве жидкости или ее малой вязкости. В этом случае нужно установить, сколько жидкости залито в каждое "перо". А сделать это можно, лишь слив оставшуюся жидкость.
Рис. 4.6. Вилка телескопическая переднего колеса:

1— рукоятка демпфера, 2— пружина демпфера, 3— пробка, 4— верхний мостик, 5— валик рулевой колонки, 6— подшипник, 7— нижний мостик, 8— рама мотоцикла, 9— диски демпфера, 10— шплинт, 77-кожух, 12— несущая труба, 13— корпус сальника, 14— сальник, 15— втулка скользящей трубы, 16— шток, 17— пружина, 18— наконечник амортизатора, 19— клапан штока, 20— поршень несущей трубы, 21 — скользящая труба, 22— стойка амортизатора, 23— болт
Рис. 4.7
Табл. 4.3.
Техническая характеристика амортизатора передней подвески мотоцикла ИЖ
    Для этого надо снять переднее колесо и щиток, на половину резьбы отвернуть пробку 3 и корпус сальника 13, ослабить стяжные болты в верхнем и нижнем мостиках. Затем через деревянную прокладку легкими ударами молотка по пробке 3 освободить несущую трубу 12 из верхнего мостика, вывернуть пробку 3 из несущей трубы и со штока 16, после чего вынуть "перо" и, перевернув его, слить жидкость и определить ее количество в каждом "пере". Недостаточное количество жидкости может служить причиной стука. Обычно после такой разборки вилки рекомендуется произвести ее дальнейшую разборку, для чего: зажмите перо вилки в тисках за нижний наконечник скользящей трубы, выверните болт 23 крепления гидравлического амортизатора, достаньте амортизатор вместе с пружиной 17, отверните корпус сальника 13 и снимите скользящую трубу 21. После промывки деталей в керосине сборку произведите в обратной последовательности, обращая внимание на то, чтобы штифт на стойке 22 совместился с фиксирующим отверстием в наконечнике вилки. Только после этого заверните болт 23 до отказа и залейте в каждое "перо" через пробку 3 по 0,175 л масла веретенного или МГП10. Замену масла в новой вилке следует производить после пробега первых 500 км, следующую — через 1500 км, а затем через каждые 2000 км. Для повышения долговечности работы вилки установите одинаковую длину штоков в сборе с пробкой 3 в обоих амортизаторах за счет длины ввертной части штока в пробку, после чего зафиксируйте его контргайками. Дело в том, что в случае соскакивания стопорных колец и поршней с несущих труб при обратном ходе вилки возможны удары клапанов амортизаторов о наконечник амортизатора 18. При одинаковой длине штоков удары будут испытывать оба клапана одновременно и срыв поршня штока будет менее вероятен.

    Проверьте правильность установки стоек в основаниях скользящих труб. Для этого снимите переднее колесо и ослабьте болты крепления стоек настолько, чтобы они могли поворачиваться при вращении гаек-пробок вместе со штоком. Потом на-ощупь совместите штифты в основаниях стоек с соответствующими углублениями в скользящих трубах и затяните болты. Это нужно сделать для того, чтобы убедиться в правильном положении стоек. Иначе из-за перекосов шток и наконечник амортизатора будут усиленно изнашиваться и через несколько тысяч километров начнут "стучать". Проконтролируйте положение несущих труб относительно верхнего мостика, они должны находиться на одном уровне — на 1...2 мм ниже верхней поверхности мостика. Гайки стяжных болтов нижнего мостика сильно затягивать не следует, так как он от этого разрушается. Подтяните с одинаковым усилием гайки сальников скользящих труб. Срок службы передней вилки на мотоцикле с коляской в значительной степени зависит от правильности установки коляски ( развала и схождения колес). Имеет значение в этом смысле и щиток переднего колеса: неподрессоренное крыло добавляет вилке жесткость, так как служит дополнительной перемычкой.

    Детали вилки изнашиваются в соответствии с пройденными километрами, поэтому за состоянием этого ответственного узла необходимо следить особенно тщательно. Например, бывает так, что после заполнения перьев маслом (0,175 л) через 1000 км пробега появляется стук при обратном ходе. Чаще всего это не свидетельствует о неисправности. Для проверки стоит попробовать слить масло из "перьев" и заполнить их свежим в количестве 0,2 л в каждое "перо". Стук обычно исчезает. С 1995 года в конструкцию амортизаторов введены пружины "отбоя".

    Случается и подтекание масла из-под гайки сальника скользящей трубы. Надо просто стереть подтек. Другое дело, если масло подтекает постоянно (обычно это наблюдается после пробега 15—20 тыс. км). Надо заменить сальник или установить под него подходящее резиновое кольцо, при этом не затягивая сильно гайку сальника. После пробега 40000 км желательно сменить поршни несущих труб. Такая распространенная неисправность, как стук передней вилки при обратном ходе на мотоциклах с большим пробегом, чаще всего является следствием износа штока и увеличения отверстия в крышке стойки. Рассмотрим, отчего возникает течь? Очевидно, из-за повреждения сальников, а также потому, что замасленная поверхность несущей трубы покрывается абразивными частицами пыли и грязи и также получает повреждения в виде продольных рисок. ГС этом случае замена сальников должна производиться с заменой несущей трубы. Усугубляющим фактором, способствующим преждевременному разрушению уплотнения, является и то обстоятельство, что жестяные кожухи или резиновые гофрированные чехлы представляют собой довольно эффективный пылесос. Из сказанного напрашивается вывод: несущая труба не должна иметь механических повреждений рабочей.поверхности и тем более продольных рисок или царапин.

    Перед сборкой "перо" трубы следует отполировать на токарном станке. Если вы имеете дело с хромированными несущими трубами (амортизаторы для дискового тормоза), то необходимо не просто закрыть сальниковый узел от грязи, но и надежно защитить его от пыли. Для этого в вентиляционное отверстие резиновых гофр вставляется штуцер, на него надевается шланг, который другим концом выводится в неза-пыленное место и закрывается поролоном. Естественно, что при этом необходимо исключить возможность подсоса воздуха через другие отверстия и неплотности. Штуцер следует установить в верхней, подрессоренной части гофр (рис. 4.8).


    Слабое место всех мотоциклов — сальники. Даже самый тщательный осмотр при покупке не дает возможности определить, что они изготовлены из подходящей резины. Но можно продлить их жизнь, если обеспечить работу при атмосферном давлении (к пневмогидравлическим вилкам это не относится). Это достигается очень просто: в пробке несущей трубы делают резьбовое отверстие, в которое заворачивается штуцер, соединенный со шлангом,— дальше все, как с гофрами (рис.4.8). При этом отверстие в пробке нужно закрыть для находящегося в "пере" масла. В качестве лабиринта есть смысл использовать саму пружину. Для этого нужно изготовить стакан, который вставляется сверху внутрь пружины перед тем, как завернуть пробку.

    Размеры стакана на чертеже не указаны, поскольку для каждого типа мотоцикла они свои. Однако их не сложно определить в каждом конкретном случае самостоятельно, руководствуясь следующими соотношениями. Наружный диаметр стакана должен быть на 1,5 - 2 мм меньше внутреннего диаметра пружины. Наружный диаметр фланца равен наружному диаметру пружины, а длина стакана — 5 - 6 виткам пружины в свободном состоянии. Внутренний диаметр и глубина отверстия в стакане значения не имеют, но должны быть достаточными для прохода воздуха. Радиальные отверстия сверлятся вплотную к фланцу.

    Еще один момент, который нельзя упустить из виду: сальник в состоянии "пережить" радиальный люфт не более 0,1 мм. Следовательно, при большом износе направляющих втулок (а при их отсутствии — рабочей поверхности скользящей трубы) течь совершенно неизбежна. Проверить качество сопряжения не сложно. Для этого производят подсборку несущей трубы со скользящей, не забыв установить центрирующие втулки. Сальниковый узел не устанавливается. При полностью растянутом пере (центрирующие втулки соприкасаются, а при их отсутствии в конструкции рабочие поверхности контактируют на длине примерно 100 мм) создаются условия, наиболее благоприятные для выявления зазора. Он определяется покачиванием одной из труб относительно другой, предварительно закрепленной. Ощутимых люфтов быть не должно, вместе с тем осевое перемещение должно быть легким.

    Непосредственно перед сборкой все рабочие поверхности стоит покрыть твердой смазкой. Наилучшей из них считается дисульфид вольфрама, однако его мало кто знает. Наиболее известен дисульфид молибдена, который очень удобно наносить кистью. Этот темный порошок способен продлить жизнь трущихся поверхностей в несколько раз. К сожалению, он доступен не всем, но практически тех же результатов можно добиться с помощью графитовой смазки. Способствует долговечности и небольшая добавка порошка одного из этих веществ в амортизаторную жидкость.

    Сборка осуществляется в порядке, описанном выше. Не забудьте перед монтажом натертые твердой смазкой рабочие поверхности смазать также и амортизаторной жидкостью.

    И последнее — установка переднего колеса. Помните, что сначала затягивается гайка оси, затем требуется несколько раз сжать переднюю подвеску и только потом затянуть ось передней вилки. Это необходимо, чтобы произошла самоустановка оси относительно "пера" и вилка работала без перекосов.

    При разборке передней вилки особое внимание следует обратить на сальник, потому что часто течь амортизаторной жидкости бывает из-за его загрязнения. В этом случае достаточно промыть сальник и установить его на место. Если же на рабочих кромках сальников имеются трещины, износ, другие повреждения, или они потеряли эластичность, сальник подлежит замене. Замерьте наружный диаметр несущей трубы, наружный и внутренний диаметры текстолитовой втулки скользящей трубы, внутренний диаметр скользящей трубы и наружный диаметр поршня несущей трубы. Если зазор между втулкой скользящей трубы и несущей трубой более 0,3...0,4 мм, а между поршнем и трубой более 0,25 мм, замените поршень и втулку, так как они изнашиваются быстрее.

    При замене подбирайте сопрягаемые детали одной группы (табл. 4.4).

Приспособление для увеличения долговечности передней вилки мотоцикла ИЖ
    Втулка скользящей трубы делится на группы по наружному и внутреннему диаметрам. Маркировка производится дробным числом — в числителе группа по наружному диаметру, а в знаменателе — по внутреннему диаметру.

    Маркировка номера группы несущей трубы дана краской на ее торце, скользящей трубы — на наружной поверхности, а поршня несущей трубы — на торце поршня. При сборке штифт нижнего наконечника амортизатора вставьте в отверстие наконечника скользящей трубы. Во избежание загиба кромок сальника надевайте его на несущую трубу осторожно, предварительно смазав ее маслом.

    Металлический стук в передней вилке может появиться и из-за ослабления затяжки подшипников рулевой колонки.

    При полностью ослабленном демпфере (мотоцикл стоит на центральной подставке) гайка подшипников должна быть подтянута настолько, чтобы в них не ощущалось заедания и под действием сил тяжести руль, выведенный из центрального положения, плавно склонялся в левую или правую сторону до упора в ограничители.

    Причиной стука может быть износ поршней и втулок скользящих труб. Этот дефект определяется покачиванием скользящих труб взад-вперед при вывешенном переднем колесе. Устраняется он заменой деталей.

    Часто спрашивают, какой жидкостью пользоваться и можно ли амортизаторную жидкость приготовить в домашних условиях.

    Наиболее распространенная амортизаторная жидкость МГП10 (ОСТ 38154-74) изготовляется смешением трансформаторного масла, кремнийорганической жидкости, животных жиров, антиокислительной и противопенной присадок. Поэтому изготовить подобную смесь в домашних условиях довольно сложно. Некоторые характеристики амортизаторной жидкости МГП10: при +50°С кинематическая вязкость — 10 сСт, при —20°С — не более 1000 сСт. Температура застывания — 40°С, температура вспышки +145°С. Маслом МГП10 заправляют амортизаторы для всесезонной работы.

    В качестве альтернативной можно предложить смесь турбинного и трансформаторного масел в пропорции 1:1. При температуре +50°С смесь имеет кинематическую вязкость 12—13 сСт, а при температуре 0°С —240—260 сСт. Она обладает удовлетворительными эксплуатационными свойствами, хотя уступает специальным жидкостям по вязкостно-температурным характеристикам. При отсутствии турбинного масла смесь можно приготовить с легким индустриальным маслом. Конструктивно к подвеске переднего колеса (телескопической вилке) относится рулевая колонка с демпфером рулевого управления. Рулевая колонка находится в головной части рамы в месте стыка трубы рулевой колонки, центральной трубы и трубы переднего подкоса. К верхнему и нижнему торцам трубы рулевой колонки приварены чашки, в которых расположены радиально-упорные подшипники. С левой стороны трубы приварен кронштейн для крепления замка противоугонного устройства. Демпфер рулевого управления служит для регулировки сопротивления поворота переднего колеса и улучшения управляемости мотоциклом, особенно с прицепом.

    Демпфер состоит из рукоятки (рис.4.6, 4.7) со стяжной шпилькой, пружины демпфера с фиксаторами, ограничителя поворота и дисков. Один диск расположен между нижним мостиком и ограничителем поворота, другой — между ограничителем поворота и нижним металлическим диском с резьбой для стяжной шпильки. В стяжной шпильке рукоятки установлен шплинт 10. При повороте рукоятки по часовой стрелке рулевой демпфер затягивается, против часовой стрелки — ослабляется.

    В случае износа подшипников рулевой колонки при движении по неровной дороге появляются стуки. Для проверки осевого люфта колонки необходимо установить мотоцикл на центральную подставку, прислонить большой палец к стыку защитного колпачка 12 (рис. 4.7) и рулевой колонки и покачать за колесо. Наличие люфта свидетельствует о недопустимом зазоре в подшипниках или их износе.

    Если рулевая колонка имеет незначительный люфт, а мотоцикл — небольшой пробег и состояние подшипников не вызывает опасений, полную разборку колонки производить не следует. Необходимо только ослабить стяжной болт 19 верхнего мостика и подтянуть гайку 13 до устранения люфта (рис. 4.7). Необходимость в ремонте (замене) определяется по внешним признакам:

— частичной фиксации руля в определенных положениях при повороте из-за образования лунок в кольце подшипника;
— недостаточному торможению демпфером при повороте руля.

    При разборке рулевой колонки снимите топливный бак;

—  отсоедините пучки проводов от фары, щитка приборов и переключателей на руле;
—  снимите демпфер, отогните стопорную шайбу, отверните гайку крепления верхнего мостика, ослабьте затяжку стяжных болтов крепления несущих труб в верхнем мостике, освободите трос и снимите мостик вместе с рулем и щитком приборов;
—  придерживая нижний мостик 8 (рис. 4.7), отверните гайку с защитным колпаком верхнего подшипника и выньте валик рулевой колонки из рамы, следя за тем, чтобы не рассыпались шарики.

    Возможные неисправности определяются осмотром:

—    если имеются лунки на беговых дорожках или трещины колец, замените подшипники;
—    замасленные фрикционные диски рулевого демпфера промойте в бензине или замените их при износе.

    Сборку производите в порядке, обратном разборке. Перед укладкой шариков заполните беговые дорожки колец подшипников смазкой. Гайку подшипника с защитным колпачком заверните до упора, а затем отверните на 1/6... 1/8 оборота для обеспечения нормального осевого зазора.
Размеры деталей скольжения амортизаторовтелескопической вилки мотоцикла ИЖ
Вилка телескопическая для дискового тормоза
мотоциклов
ИЖ-Планета -5, -4, -3
и ИЖ-Юпитер  -5, -4, -3.