Ижевский редукторный завод им.Ленина. ОАО «Редуктор». Завод №46.
Редукторный завод - один из старейших предприятий Ижевска. Основанный в конце XIX века (в 1898 году) как чугунолитейный завод купца Березина по выплавке серого и ковкого чугуна, идущего на нужды оружейного производства. Выплавка серого и ковкого чугуна пользовалась большим спросом – из него изготавливались оружейные и печные детали, домашняя посуда. Чугунолитейное производство было минимально механизировано, разлив чугуна осуществлялся вручную, среднегодовой объем выпуска на первых порах составлял 240 пудов, однако, к 1917 году достиг уже 70 тонн.
В начале 1918 г. исполком Ижевского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов санкционировал конфискацию частных оружейных фабрик, имущества и капиталов их владельцев. На этом закончилась история предприятия Березиных. Но база чугунолитейного производства осталась. В 1921 г. завод был восстановлен и пущен в эксплуатацию.
В первые годы советской власти завод большого развития не получил, находился практически в законсервированном состоянии, и это видно из цифр: в 1917 году выпуск чугуна составил 70 тонн, а спустя 10 лет, в 1927 году – 91 тонну. Производство стало развиваться вместе с ростом всей советской промышленности в целом в годы первых пятилеток, к 1940 году валовой объем выпуска продукции вырос в 127 раз. В 1938 году завод переводится во вторую группу предприятий, а в 1939 – в первую.
В октябре 1941 года на его производственные площади эвакуирован Харьковский завод подъемно-транспортного оборудования им. Ленина, и ему было присвоено звание "Ижевский завод подъёмно-транспортного оборудования им. В.И.Ленина". В годы Великой Отечественной войны завод выполнял оборонный заказ по производству деталей для танков Т-34 (танковые домкраты, водяные насосы) и стрелкового оружия. Меняется специализация предприятия – оно становится машиностроительным, в его номенклатуре появляются тельферы, кран-балки, электротали, краны, подвесные дороги, чугунные детали стрелкового оружия, автомобильные домкраты, 5-тонные танковые домкраты.
В 1943 году завод был передан Наркомтанкопрому СССР и включен под номером 46 в состав Главного управления по ремонту танков (ГУРТ), в ведении которого и находился до окончания войны.
В 1946 году завод приступает к освоению выпуска редукторов. В 1946 г. завод перешел в ведение Наркомата строительного и дорожного машиностроения.
В 1947 г. был объединен с Ижевским механическим заводом № 4 и получил название «Ижевский завод строительных машин им. В.И. Ленина».
В ноябре 1954 г. редукторное производство было закреплено приказом Министра строительного и железнодорожного машиностроения СССР, в котором определялась специализацию завода – редукторостроение и оборудование для тонкой керамики.
Было создано специальное конструкторско-технологическое бюро редукторостроения (СКТБ). Постепенно завод стал научной базой для многих институтов страны. С ним стали сотрудничать Киевский институт ВНИИредуктор, Ижевский механический институт, Киевский институт сверхтвердых металлов, Харьковский политехнический институт и многие другие.