На спортивных мотоциклах «ИЖ-60К», предназначенных для кроссовых соревнований, зажигание осуществляется от специального магнето, которое устанавливается с правой стороны картера двигателя. Магнето предназначено для создания импульсов высокого напряжения, необходимого для воспламенения рабочей смеси в цилиндре.
Конструкция магнето показана на рис. 55. Корпус магнето изготовлен из цинкового сплава, и в него залиты полюсные башмаки магнитопровода. Корпус крепится к переходной планке картера двигателя с помощью трех винтов. Якорь магнето имеет двухполюсный магнит, залитый цинковым сплавом, и полюсные наконечники из листового трансформаторного железа; напрессован на специальную стальную ось. Якорь одевается на конус правой полуоси, где фиксируется с помощью шпонки и закрепляется центральным болтом. Трансформатор состоит из сердечника, на который намотана первичная обмотка из 150—200 витков, и вторичная обмотка, имеющая 10—20 тысяч витков. Один конец первичной обмотки связан с массой, а второй посредством пружины соединен с прерывателем. Один конец вторичной обмотки связан с первичной, а второй конец - с проводом высокого напряжения.
Механизм прерывателя по своей конструкции аналогичен прерывателю, применяемому на мотоцикле ИЖ-56.
Рассмотрим принцип работы магнето.
Представьте П-образный магнитопровод, между полюсными наконечниками которого вращается постоянный магнит. В этом случае магнитный поток проходит через магнитопровод, в верхней части которого расположены катушки трансформатора. При вращении магнита величина и направление магнитного потока, проходящего через магнитопровод, изменяется, что вызывает в первичной обмотке появление электрического тока. Когда контакты прерывателя разомкнутся, во вторичной обмотке будет индуктироваться ток высокого напряжения, который через провод высокого напряжения подается к свече зажигания и вызывает между ее электродами искрообразование. Для того чтобы от магнето получить максимальные значения тока высокого напряжения, необходимо, чтобы прерыватель разорвал цепь первичной обмотки в момент максимального напряжения в ней. Это происходит при определенном положении якоря по отношению к полюсным наконечникам магнето ( соответствующем абрису).
Магнето является весьма надежным источником зажигания в двухтактных двигателях и требует минимального ухода. При эксплуатации нужно периодически подтягивать крепление магнето к двигателю, следить за состоянием прерывателя, а также не допускать попадания влаги в магнето, в противном случае оно может выйти из строя.
При установке магнето на мотоцикл посадочные места должны быть очищены от консервирующей смазки, от пыли и грязи. Якорь (ротор) магнето, установленный на полуось коленчатого вала, не должен иметь качки.
Винт крепления якоря (ротора) магнето и кулачка должен быть туго завернут. При установке корпуса магнето на картер двигателя необходимо следить за тем, чтобы кулачок якоря не упирался в молоточек прерывателя и не повреждал своей кромкой текстолитового молоточка. Нарушение данного правила приводит к поломке текстолитовой части молоточка и изгибу оси прерывателя. Три болта, крепящие корпус магнето к картеру мотора, необходимо заворачивать до отказа. Поверхность полюсных башмаков и якоря должна быть слегка смазана.
Установку зазора между контактами производят следующим образом:
а) вскрывают круглую крышку магнето;
б) якорь (ротор) магнето поворачивают в такое положение относительно молоточка прерывателя, чтобы зазор между контактами достигал максимальной величины, то есть чтобы текстолитовая подушечка молоточка прерывателя находилась на выступе кулачка;
в) ослабляют винт, крепящий контактную стойку к пластине прерывателя посредством эксцентрика; контактная стойка устанавливается так, чтобы контакты слегка зажимали щуп толщиной 0,35 мм, а щуп 0,25 мм свободно проходил между контактами. Винт контактной стойки туго затягивается и с помощью щупа повторно контролируется зазор. Если зазор изменился при затяжке винта, то операция установки зазора повторяется.
Установка момента зажигания, определяющего нормальную работу двигателя мотоцикла, производится в таком порядке:
а) ослабляют винты, крепящие корпус магнето к картеру мотора, и вновь поворачивают коленчатый вал (якорь) до момента, когда поршень не доходит до верхней мертвой точки на 4—5 мм;
б) поворотом корпуса магнето в одну из сторон добиваются момента начала размыкания контактов;
в) как только будет установлен момент замыкания контактов, завертываются до отказа болты, крепящие корпус магнето, к картеру мотора, и закрывается круглая крышка магнето.