прерыватель иж планета, прерыватели иж юпитер, система зажигания мотоцикла

   IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
Прерыватель генераторов Г-36М1 и Г-36М7 мотоцикла ИЖ.
Прерыватель генераторов Г-36М2 и Г36М8 мотоциклов ИЖ-ЮпитерЗ и ИЖ-Юпитер
    ПРЕРЫВАТЕЛЬ (рис. 68) состоит из основания 6, подвижного контакта 1, укрепленного на рычажке (молоточке), неподвижного контакта 2 (наковаленки). Рычажок подвижного контакта установлен на оси 8 основания и соединен одним концом (пружиной 12) с первичной обмоткой катушки зажигания, вторым—через контакт 2 наковаленки во время замыкания с массой.

    Неподвижный контакт представляет собой стойку, установленную на основании, имеющем возможность изменять величину зазора между контактами прерывателя.
    Основными неисправностями прерывателя являются: износ текстолитовой подушки 10 подвижного контакта (молоточка), нарушение изоляции на оси 8 молоточка, или в месте соединения пружины молоточка с проводом, и подгорание контактов.

    Признаком недопустимого износа текстолитовой подушки является нарушение зазора между контактами прерывателя и невозможность дальнейшей его регулировки. Нарушение изоляции соединения молоточка и подгорание контактов может быть одной из причин отсутствия искры между электродами свечи. Контакты прерывателя можно зачистить надфилем или стеклянной шкуркой. При нарушении изоляции и износе текстолитовой подушки молоточка прерывателя следует заменить новым.


  
    На трехцилиндровом двигателе «ИЖ-344А» установлен трехискровый прерыватель (рис. 54). Все детали прерывателя, за исключением специального основания, заимствованы от мотоциклов «ИЖ-56» (Г-36М-1) и «ИЖ-Юпитер» (Г-36М-2). В этом прерывателе молоточки расположены под углом 120° друг к другу, что соответствует рабочему процессу двигателя.

    Прерыватель, установленный на двигателе мотоциклов ИЖ-ЮЗ и ИЖ-Ю (рис. 69), имеет два подвижных контакта 11 (молоточка), которые установлены на основании 2 прерывателя противоположно друг другу, и два неподвижных контакта 12 (наковаленки). Под действием пружины 9 подвижный контакт соединен с неподвижным контактом и размыкается только под действием кулачка 4, закрепленного на одной оси с якорем генератора. Уход за прерывателем заключается в соблюдении величины зазоров между контактами прерывателя, периодической смазке фетрового очистителя 13 кулачка (пропитке фетра автотракторным маслом или смазкой ЦИАТИМ-201) и проверке надежности крепления проводов к подвижным контактам.
Трехискровый прерыватель
    Двигатели мотоцикла Планета (кроме ИЖП5-01) комплектуются прерывателем Г36М1. Сб.5, двигатели Юпитер — прерывателем Г36М2. Сб3. Конструкция прерывателей показана на рис. 5.3, 5.4.
Техническая характеристика прерывателя мотоцикла ИЖ
Конденсаторы.

    На мотоциклах применяются металлобумажные конденсаторы постоянной емкости типа К42-18-1 или К42-18-2, предназначенные для работы в батарейных системах зажигания с механическими прерывателями. Номинальное напряжение 400 В, номинальная емкость 0,33 мкф.

    Конденсаторы устанавливаются на крышке генератора и подключены параллельно контактам прерывателей.

    Конденсаторы обеспечивают нормальное функционирование системы зажигания, уменьшают искрение между контактами прерывателей и их электроэрозионный износ.

    Неисправности конденсатора легко распознают по неравномерной работе двигателя и искрению прерывателя. Если его контакты сильно искрят, то конденсатор или плохо соединен своим корпусом с "массой" генератора, или оборван его провод. Провод и его изоляцию проверьте. Металлическая поверхность самого конденсатора должна иметь контакт с "массой" мотоцикла, имеющей хорошую поверхность, а провод конденсатора нигде не должен иметь обрыва. Если на металлической поверхности есть признаки окисления,зачистите ее, обеспечив тем самым надежный токопроводящий контакт; винт наконечника провода затяните.

    Если вал двигателя проворачивается педалью пускового механизма, а контакты прерывателя при этом вообще не искрят, то конденсатор, вероятно, пробит и его необходимо заменить. Состояние конденсатора можно проверить простым способом. Снимите его с двигателя и последовательно подсоедините в испытательную цепь переменного тока напряжением 220 В, состоящую из измерительного прибора (лучше всего ампервольтметра) и контрольной лампочки 15 или 25 Вт. При исправном конденсаторе амперметр должен показывать в обоих случаях приблизительно 20 мА, потому что переменный ток конденсатор частично пропускает.


Работа системы зажигания


    При замкнутых контактах прерывателя (угол замкнутого состояния у них гораздо больше угла разомкнутого состояния) и включенном зажигании ток с клеммы "+" аккумуляторной батареи через замок зажигания поступает в первичную обмотку катушки зажигания и через контакты прерывателя возвращается на "массу" и к клемме "-" аккумуляторной батареи. Под действием этого тока в сердечнике катушки зажигания возникает магнитное поле, пересекающее своими силовыми линиями обе обмотки. В момент, когда выступ кулачка набегает на подушечку молоточка, контакты прерывателя разомкнутся и ток в первичной обмотке катушки зажигания будет прерван. Одновременно с исчезновением тока резко изменится магнитное поле сердечника, стремясь как бы уйти в сердечник. Это изменение магнитного поля от максимума до нуля, то есть изменение числа магнитных силовых линий, пересекающих витки обмоток, индуктирует в обеих обмотках напряжение, пропорциональное числу витков каждой. В первичной оно составит около 200 В, во вторичной же — 16...20 тыс. В. Такое высокое напряжение подводится через центральный вывод катушки зажигания и провод высокого напряжения к свече зажигания и поступает на "массу", пробивая в виде искрового разряда воздушный зазор между электродами свечи. Чем быстрее будут разомкнуты контакты, тем быстрее станет изменяться магнитное поле, тем большее напряжение возникает во вторичной обмотке.

    Конденсатор будучи включенным параллельно контактам прерывателя, он при их размыкании заряжается и тем самым способствует быстрому падению тока в первичной цепи до нуля и интенсивному росту напряжения во вторичной обмотке до максимума. Когда же контакты замкнутся, конденсатор разрядится через первичную обмотку катушки. Таким образом, конденсатор способствует повышению напряжения во вторичной обмотке и вместе с тем предохраняет контакты прерывателя от обгорания.

Приборы  электрооборудования  мотоциклов
ИЖ-Планета -5, -4, -3
ИЖ-Юпитер  -5, -4, -3.