Конденсаторы.
На мотоциклах применяются металлобумажные конденсаторы постоянной емкости типа К42-18-1 или К42-18-2, предназначенные для работы в батарейных системах зажигания с механическими прерывателями. Номинальное напряжение 400 В, номинальная емкость 0,33 мкф.
Конденсаторы устанавливаются на крышке генератора и подключены параллельно контактам прерывателей.
Конденсаторы обеспечивают нормальное функционирование системы зажигания, уменьшают искрение между контактами прерывателей и их электроэрозионный износ.
Неисправности конденсатора легко распознают по неравномерной работе двигателя и искрению прерывателя. Если его контакты сильно искрят, то конденсатор или плохо соединен своим корпусом с "массой" генератора, или оборван его провод. Провод и его изоляцию проверьте. Металлическая поверхность самого конденсатора должна иметь контакт с "массой" мотоцикла, имеющей хорошую поверхность, а провод конденсатора нигде не должен иметь обрыва. Если на металлической поверхности есть признаки окисления,зачистите ее, обеспечив тем самым надежный токопроводящий контакт; винт наконечника провода затяните.
Если вал двигателя проворачивается педалью пускового механизма, а контакты прерывателя при этом вообще не искрят, то конденсатор, вероятно, пробит и его необходимо заменить. Состояние конденсатора можно проверить простым способом. Снимите его с двигателя и последовательно подсоедините в испытательную цепь переменного тока напряжением 220 В, состоящую из измерительного прибора (лучше всего ампервольтметра) и контрольной лампочки 15 или 25 Вт. При исправном конденсаторе амперметр должен показывать в обоих случаях приблизительно 20 мА, потому что переменный ток конденсатор частично пропускает.
Работа системы зажигания
При замкнутых контактах прерывателя (угол замкнутого состояния у них гораздо больше угла разомкнутого состояния) и включенном зажигании ток с клеммы "+" аккумуляторной батареи через замок зажигания поступает в первичную обмотку катушки зажигания и через контакты прерывателя возвращается на "массу" и к клемме "-" аккумуляторной батареи. Под действием этого тока в сердечнике катушки зажигания возникает магнитное поле, пересекающее своими силовыми линиями обе обмотки. В момент, когда выступ кулачка набегает на подушечку молоточка, контакты прерывателя разомкнутся и ток в первичной обмотке катушки зажигания будет прерван. Одновременно с исчезновением тока резко изменится магнитное поле сердечника, стремясь как бы уйти в сердечник. Это изменение магнитного поля от максимума до нуля, то есть изменение числа магнитных силовых линий, пересекающих витки обмоток, индуктирует в обеих обмотках напряжение, пропорциональное числу витков каждой. В первичной оно составит около 200 В, во вторичной же — 16...20 тыс. В. Такое высокое напряжение подводится через центральный вывод катушки зажигания и провод высокого напряжения к свече зажигания и поступает на "массу", пробивая в виде искрового разряда воздушный зазор между электродами свечи. Чем быстрее будут разомкнуты контакты, тем быстрее станет изменяться магнитное поле, тем большее напряжение возникает во вторичной обмотке.
Конденсатор будучи включенным параллельно контактам прерывателя, он при их размыкании заряжается и тем самым способствует быстрому падению тока в первичной цепи до нуля и интенсивному росту напряжения во вторичной обмотке до максимума. Когда же контакты замкнутся, конденсатор разрядится через первичную обмотку катушки. Таким образом, конденсатор способствует повышению напряжения во вторичной обмотке и вместе с тем предохраняет контакты прерывателя от обгорания.