Приемный шкив закреплен на хвостовой части стакана 6 муфты, смонтированного на двух шарикоподшипниках. Стакан имеет на широкой части 3 продольных паза, расположенных под углом 120°.
В пазы входят выступы ведущих дисков 7 муфты. Каждый ведущий диск заключен между ведомыми дисками 8, которые могут передвигаться по валу I, но удерживаются от поворота на нем двумя диаметрально расположенными шпонками 13. Сцепление между ведущими и ведомыми дисками создается за счет давления пружины 4. (Сжимающее усилие пружины можно отрегулировать гайкой 2 и контргайкой 1, предварительно сняв колпак 3.)
Таким образом, вращение от шкива передается стакану муфты, ее дискам, а от них, благодаря наличию шпонок 13, валу I.
Вследствие того, что шкив насажен на стакан, который поддерживается корпусом фрикциона, вал оказывается разгруженным от изгибающих усилий ременной передачи и передает лишь ее крутящий момент.
Взаимодействие фрикционной муфты и тормоза происходит следующим образом.
На средней части вала I установлена на скользящей посадке втулка 12, сцепленная с тормозом 14. Между втулкой и тормозом находится пружина 10. Втулка и тормоз могут передвигаться вдоль своих валов, но не могут на них вращаться, так как закреплены шпонками 15.
В двух диаметрально расположенных пазах вала находятся Г-образные шпонки 11. Головки шпонок входят в отверстия втулки, а концы упираются в чашку, через которую передается сжимающее усилие пружины 4 на диски фрикционной муфты. Шпонки посажены в пазы вала со значительными боковыми зазорами, что обеспечивает их свободное перемещение вдоль его пазов во время вращения. Благодаря этим шпонкам и осуществляется необходимая при переключении чисел оборотов шпинделя блокировка между дисковой фрикционной муфтой и тормозом.
Сущность блокировки состоит в том, что она позволяет управлять муфтой и тормозом от одной рукоятки — или 12, или 23 (рис. 1).
Эти рукоятки имеют 3 положения. В среднем — выключается муфта и включается тормоз. Шпиндель останавливается. В нижнем и верхнем положении рукояток муфта включается, а тормоз выключается, но в первом случае шпиндель вращается в направлении рабочего хода станка, а во втором — в обратную сторону. Это происходит в результате переключения электроконтактов, расположенных на правом конце валика управления, где закреплены указанные рукоятки.
Поворот любой из рукояток вызывает поворот вилки, которая охватывает втулку 12 и, нажимая на ее буртик, перемещает втулку влево. Одновременно начинают перемещаться и Г-образные шпонки, концы которых, упираясь в дно чашки, отжимают ее влево вместе с пружиной 4. При этом диски фрикционной муфты освобождаются из-под давления пружины; сцепление между ними прекращается, то есть муфта выключается.
При дальнейшем ходе втулки влево тормоз 14 начинает давить на тормозное кольцо 9, причем интенсивность торможения возрастает по мере перемещения втулки.