На рис. 9 изображена схема гидрокопировального суппорта КСТ-1.
Масло из бака 12 посредством лопастною насоса 11 через сетчатый фильтр 9, трубопровод и отверстие штока 7 нагнетается в штоковую полость гидравлического цилиндра, встроенного в гидрокопировальный суппорт 15.
Отсюда, через отверстие в поршне, масло попадает в нештоковую полость цилиндра, а затем по трубопроводу — в кольцевую выточку корпуса 5 золотника 3, и через кольцевое проходное сечение, образованное между поршеньком и корпусом золотника, масло возвращается обратно в бак. Давление масла в обеих полостях гидроцилиндра регулируется предохранительным клапаном 10.
Шток 7 с неподвижно присоединенным к нему порш нем 8 жестко связан с поперечной кареткой суппорта и может перемещаться только вместе с ней.
Гидрокопировальный суппорт 15 установлен на направляющих поперечной каретки суппорта и может свободно перемещаться вдоль них.
Копир 1 и обрабатываемая деталь 13 не имеют продольного перемещения. Поэтому движение щупа 2, скользящего по копиру, будет вызывать точно такое же перемещение резца 14, производящего обработку. Взаимодействие щупа и резца осуществляется следующим образом.
Если щуп 2 встречает на своем пути углубление или понижение, то под действием пружины 4 он делает некоторый поворот по часовой стрелке.
При этом золотник 3 смещается влево, перекрывая кольцевое проходное сечение в корпусе золотника. Выход масла из нештоковой полости гидроцилиндра прекращается, в обеих полостях гидроцилиндра устанавливается одинаковое давление. Но так как площадь поршня в нештоковой полости цилиндра в 2 раза больше, чем в штоковой, то на левое дно гидроцилиндра будет действовать вдвое большая сила, чем на правое.
Следовательно, гидросуппорт начнет перемещаться влево, и резец будет углубляться в обрабатываемую деталь.
Если же на пути щупа встречается какое-либо препятствие в виде порога, возвышения или подъема, то щуп поворачиваемся против часовой стрелки, сжимая пружину 4.
В этом случае золотник 3 смещается вправо, от чего кольцевое проходное сечение в корпусе золотника увеличивается. Масло из нештоковой полости гидроцилиндра начинает вытекать свободно. Давление в нештоковой полости падает, а в штоковой, благодаря малому отверстию в поршне, остается почти без изменения.
Ясно, что в таком случае давление на левое дно гидроцилиндра уменьшится и гидросуппорт начнет перемещаться вправо, отводя резец от обрабатываемой детали. При этом резец совершает два движения:
во-первых, перемещается параллельно оси детали вместе с нижней кареткой суппорта
и, во-вторых, вместе с гидросуппортом отходит от детали по поперечной каретке суппорта, направляющие -которой расположены под углом 45° к оси обрабатываемой детали.
Гидросуппорт жестко связан с корпусом золотника. Поэтому малейшие перемещения гидросуппорта отражаются на величине кольцевого проходного сечения, причем она автоматически становится такой, что обеспечивает определенную скорость отвода гидросуппорта. Эта скорость, геометрически сложенная со скоростью продольного перемещения суппорта, дает резцу суммарное перемещение, направленное перпендикулярно оси обрабатываемой детали.
Следовательно, в данном случае резец обтачивает кольцевую торцевую поверхность, перпендикулярную оси детали.
При движении щупа по цилиндрической поверхности копира величина кольцевого проходного сечения автоматически становится такой, при которой давление в не штоковой полости гидроцилиндра в 2 раза меньше, чем в штоковой. В результате давления, действующие на левое и правое дно гидроцилиндра, уравновешиваются, и гидросуппорт остается неподвижным относительно поперечной каретки суппорта. В этот момент резец обтачивает цилиндрический участок обрабатываемой детали.
Из сказанного следует, что цель всех перемещений корпуса золотника и гидросуппорта — установить такую величину кольцевого проходного сечения, при которой наступает равновесие сил, действующих в цилиндре.
Это и позволяет резцу вместе с гидросуппортом полностью копировать движения щупа при его скольжении по копиру.
Возникающие в процессе обработки усилия резания воспринимаются маслом, которое заполняет гидроцилиндр, и копир оказывается совершенно разгруженным от усилий резания. На него действует лишь слабая пружина, прижимающая золотник к щупу. Несмотря на это, копир изготовляется с повышенной поверхностной твердостью, что предохраняет его от случайных механических повреждений и от износа при частом применении.
Для установки гидросуппорта обычную поперечную каретку заменяют специальной. Передняя часть ее та же, что и у снимаемой каретки, а задняя имеет направляющие для гидросуппорта, расположенные под углом 45° к линии центров станка.
На переднюю часть специальной каретки устанавливается то же, что было на суппорте, не имеющем гидрокопировального устройства, то есть передняя часть суппорта остается без изменения.
Таким образом, не тратя времени на переустановки, на станке можно работать обычным суппортом и, если потребуется, гидрокопировальным суппортом.