Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1951 по 1958 год. Амортизаторы подвески заднего колеса и телескопическая вилка переднего, а так же низкая посадка сделали эту машину незаменимой при езде по проселочным дорогам. Подвеска заднего колеса и телескопическая вилка обеспечивали мягкость хода. На 49-м штампованная рама и закончила свое существование. Мотоцикл Иж 49 отличался надёжностью и живучестью, что особенно хорошо проявлялось в дальних пробегах. Так же его легендарная ручка для переключения передач которая находилась по правую сторону бензобака.
Кроме мотоциклов-одиночек, опытной партией выпускались машины с боковыми колясками. Всего было построено 507 603 мотоциклов Иж-49, а дальше уже вышла новая модель ИЖ-56.
Технические характеристики:
Габаритная длина - 2 120 мм.
Габаритная ширина - 770 мм.
Габаритная высота - 980 мм.
Клиренс - 140 мм.
Сухой вес мотоцикла с задним седлом - 162 кг.
Максимальная скорость - 90 км/час.
Ёмкость топливного бака - 13-14 л.
Запас хода по шоссе - 160—180 км.
Расход топлива по шоссе не более - 4,5 литра на 100 км.
Топливо: - Бензин с автолом 10—18 в пропорции 25 : 1
Преодолеваемый брод - 300 мм.
Двигатель - 2-тактн.
Ход поршня - 85 мм
Диаметр цилиндра - 72 мм
Число цилиндров - 1
Рабочий объем цилиндра - 345 см3
Степень сжатия - 5,8
Максимальная мощность - 10,5-11,5 л. с. (7,7 кВт) при 4 000 об/мин.
Число оборотов - 4 000 об/мин.
Охлаждение воздушное
Система смазки - совместная с топливом
Тип карбюратора - К-28
Напряж. в системе электрооб. - 6 В.
Мощность генератора - 45 Вт.
Сцепление - многодисковое, в масляной ванне
Коробка передач - четырех ступенчатая, двухходовая.
Передача от коробки на заднее колесо - роликовая цепь, передаточное число — 2,33.
Рама — штампованная, сварная.
Передняя вилка - пружинная телескопического типа с гидравлическими амортизаторами.
Задняя подвеска - пружинная с гидравлическими амортизаторами.
Закрытая цепная передача.
Тип тормозов - колодочные
Тип колес - легкосъёмные, с тангентнорасположенными спицами.
Размер шин - 3,25-19