ОАО "МОЖГИНСКИЙ ЛЕСОКОМБИНАТ".

Можгинский леспромхоз — Лесопильно-мебельный комбинат — Можгинский лесокомбинат концерна «Удмуртлес» — СП «Можга—Форест» — Акционерное общество открытого типа «Можгинский лесокомбинат»


    18 предшественников, связанных с заготовкой и обработкой древесины, было у ОАО «Можгинский лесокомбинат».  На территории г. Можги существовали небольшие предприятия, такие как артель «Лесопил», «Большевик», «Лесохимик», райпромкомбинат, леспромхоз и другие. Например, на территории современного рынка в центре города в 20-х годах находился Можгинский лесозавод. Он имел по тому времени неплохое оборудование: две пилорамы, обрезной станок «Стелла», маятниковую пилу, сверлильный и токарный станки по металлу, станок для точки пил. К концу 1931 года на лесозаводе работали 160 человек.

    С учетом природных запасов леса в окрестностях города напрашивалось строительство крупного промышленного предприятия по переработке древесины. Обстановка требовала принимать срочные меры к развитию предприятия этой отрасли. По ходатайству исполкома Можгинского уезда высший Совет народного хозяйства РСФСР постановлением от 15 июня 1929 года за № Л 31/156 утвердил задание на проектирование в г. Можге трехрамного лесозавода с расчетом работы в три смены на 275 рабочих дней в году. Годовой выпуск пилопродукции должен составлять 80 тысяч кубометров. На заседании Президиума Можгинского горсовета (протокол № 43 от 17 января 1930 года) было принято решение об отводе участка под деревообрабатывающий комбинат в северо-восточной части города, в пойме реки Сюгинки. Это решение утверждено 28 апреля 1930 года на заседании научно-технического Совета лесной промышленности.

    Летом 1930 года развернулось строительство всех основных объектов деревообрабатывающего комбината, и в первую очередь — лесоцеха. Стройка продвигалась очень трудно: не хватало материалов, рабочих, лошадей, денежных средств.

    В 1932 году Можгинский лесозавод официально вступил в строй, как постоянно действующее государственное предприятие. Были пущены: лесоцех — двухэтажное деревянное каркасное здание на каменных стойках, временное помещение для машинного отделения на одну паровую машину, кирпичное здание для другого локомобиля (в этом здании сейчас кузница).

    Поставщиком сырья был Можгинский леспромхоз. Сырье привозилось гужевым транспортом. Позже вывозка шла тракторами по ледяной дороге, автомашинами. Все работы — разгрузка, штабелевка леса — велись вручную. В 1932 году директором лесозавода был Вавилов. В последующие годы (1934—1936) директором был Рыбалкин, в 1936—1939 гг. — Пышонин.

    В середине 30-х годов по улицам Можгинской, Коммунальной (ныне — улица Наговицына) была проложена торцовая дорога. Чурки для дорог высотой 22 сантиметра пилили в цехе № 2 лесозавода.

    В эти же годы начато строительство социальной сферы предприятия, в 1932 году сданы в эксплуатацию три двухэтажных дома по 8 квартир каждый на улице Свердловский бульвар и Байбородова. Открыты детские ясли и сад на 50 мест каждое, медицинский пункт. Развивался район лесозавода, строились новые цеха, устанавливалось новое оборудование.

    В Можгинском мехлесопункте шофером на вывозке леса работал уроженец деревни Ломеслуд Можгинского района М. И. Гасников. В годы войны Михаилу Ивановичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

    В военные годы  лесозавод ежегодно получал из леспромхозов пиловочное сырье автогужевым транспортом и сплавом по реке Вала. Кроме того, по железной дороге поступало спецсырье — липа и сосна. После распиловки получали авиалиповый брусок и авиапланку. При распиловке авиасосны получали авиабруски, авиапланку, палубный и шлюпочный пиломатериал, материал для вагоностроения, спецукупорки. Пиломатериал от сортоплощадки к месту погрузки транспортировался узкоколейными вагонетками лошадью. Погрузку и разгрузку железнодорожных вагонов с продукцией вручную производили женщины и подростки.

    В небольших холодных цехах шла дальнейшая переработка древесины. Изготовленные своими силами станки вырабатывали тарную дощечку, которая поставлялась оборонным предприятиям для упаковки снарядов. На упорных станках вырабатывали березовый брусок — артбанник, который использовался для чистки артиллерийских стволов. Кроме того, из березы вырабатывали заготовки для лож винтовок. Свое название упорные станки получили от того, что рабочие упирались и толкали заготовки на вращающиеся пилы — такова была механизация.

    В 1946 году лесозавод постигло несчастье: сгорели лесопильный цех и машинное отделение. Руководство по восстановлению предприятия возглавил главный инженер Е. Е. Пашкевич, эвакуированный из Белоруссии в годы войны и проработавший на предприятии до 1959 года. По его инициативе было продолжено строительство улицы Байбородова. В августе 1947 года завод снова начал работать и выдавать пилопродукцию.

    В 1961 году Можгинский леспромхоз был ликвидирован. На базе цеха лесопиления и деревообработки (бывшего лесозавода) создан Можгинский лесокомбинат. В 1963 году лесокомбинат переименован в лесопильно-мебельный комбинат (ЛМК), незадолго перед этим к нему был присоединен ДОК (деревообрабатывающий комбинат).

    В июне 1966 года ЛМК передан в ведомство «Удмуртлес». Приказом № 109 от 31 июля 1975 года комбината «Удмуртлес» лесопильномебельный комбинат переименован в «Можгинский лесокомбинат». Это название сохранилось за ним до настоящего времени с добавлением букв — ОАО.

    С 1963 по 1969 год директором работал Александр Николаевич Брицов. Его сменил Алексей Алексеевич Лихачев (1969—1978 гг).

    За годы их директорства построены: центральный материальный склад, цех домостроения площадью 1777 м2, раскройно-заготовительный цех площадью 13 605 м2, в цехе № 3 построен корпус для изготовления мебели площадью 1836 м2.

    В эти же годы благоустраивается микрорайон лесокомбината. Строятся многоквартирные дома в кирпичном исполнении по ул. Молодежной, развивается строительство домов на 2 хозяев методом самостроя, асфальтируются улицы, вводятся новые магазины, по улице Луговой открыто автобусное движение.

    В последующие годы директорами работали: Виктор Адамович Рейх (1978—1987 гг.) и Геннадий Вячеславович Волков (1987—1990 гг.).

    С 1990 года руководит лесокомбинатом генеральный директор Ильгизар Шайхутдинович Хасанов.

    Постановлением № 79 от 8 апреля 1993 года исполкомом Можгинского горсовета лесокомбинат зарегистрирован как акционерное общество открытого типа «Можгинский лесокомбинат». Основные виды деятельности: производство деловой древесины, пиломатериалов, выпуск мебели.

можгинский лесокомбинат, Можгинский лесозавод

     IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
Строительство узкоколейной железной дороги для Можгинского Леспромхоза. Фото: 1930-е гг.
Строительство узкоколейной железной дороги для Можгинского Леспромхоза. Фото: 1930-е гг. из книги А.Г. Вичужанина "Можгинский Лесокомбинат".
г. Можга. Леспромхоз.
г. Можга. Леспромхоз.
г. Можга. Леспромхоз.