флор васильев цветы, флор васильев глаза, женщина воду несет

   IZarticle              |   IZ-article.ru  |   А Блог  |  Турецкий язык   |  Статьи о Турции  |
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ ФЛОРА ВАСИЛЬЕВА
О.    Н. Шулъмина, Россия, Глазов. 2014 г.

Биография
Стихи на удмуртском и на русском языках


    Среди героев Флора Васильева немало и женских образов - женщине посвящено множество стихотворений поэта. Героини совершенно разные, но их объединяет прекрасный облик (как внешний, так и внутренний) и сложная женская судьба. Образ женщины, такой разной, загадочной и прекрасной, занимает важное место в творчестве удмуртского поэта. Этот образ многолик. Верная подруга, любящая мать, духовный наставник - всё это ипостаси женщины Ф. Васильева.

    «Добротой, теплом, светом, любовью, преклонением перед женщиной наполнены стихи поэта Ф. Васильева, человека большой души, нравственной чистоты» [2, с. 2]. Флор Васильев боготворит женщину, преклоняется перед ней, называет её ласково: «светик мой ясный», «робкая подруга», «милая, солнышко», «любимая», «нежная». Через чувства, ощущения, эмоции лирического героя поэт в первую очередь передаёт своё особое отношение к женщине. «Его лирический герой - эстет, относящийся к женщине, к женской сути как к совершеннейшей модели мироздания» [3, с. 132]. Существуют определённые типы женских образов и стереотипы их поведения. За отправную точку в изучении женских образов в поэзии Флора Васильева буду считать следующие стереотипы:

1.    Женщина - творение природы.
2.    Женщина — мать.
3.    Женщина - хозяйка.
Женщина - творение природы.

    Наиболее близким женщине творением природы Флору Васильеву представляются цветы. И целый ряд стихотворений поэт посвящает этим хрупким созданиям, наделяя цветы женской внешностью, женским характером, женской душой. Образы цветка и женщины не просто стоят рядом, они переплетены. Так, за образами цветов вырисовывается нежный женский образ: то это по-весеннему хрупкое существо, то это женщина в расцвете своей зримой, чувственной красоты:

            Женщина воду несёт
            Словно декабрь тает.
            Словно весна наступает.
            Словно цветок расцветает. (Перевод Е. Храмова).

    Образ девушки предстаёт хрупким, нежным, юным созданием, наполненным одновременно радостью и жаждой жизни:

            Да и вся ты прекрасней цветка и налива,
            Светишь в доме светлее огня...    («Не гони», перевод В. Солоухина).

    Метафора теряет свою поэтическую условность и разворачивается в целую картину при изображении образа женщины в стихотворении «Ты для меня - как глубокий вдох...» (29.05.1966):

            Ты для меня - как глубокий вдох,
            За которым выдоха нету;
            Ты - италмас, мой нежный цветок,
            Горящий зимой и летом...

    У Флора Васильева есть ряд излюбленных деталей - символов женской красоты. И наиболее ярким символом являются чувственные женские глаза:

            В зелёных лугах голубыми озёрами
            Стоят незабудки, кажется свет их лазоревый
            Светом твоих смеющихся глаз...
            А мне беспокойно, а мне тяжело,
            Мне холодно:
            Солнце моё зашло,
            Когда закрылись твои глаза... («Именем твоим» - Фаине).

    Глаза милой приковывают внимание поэта не только своей красотой, но и живостью, игривостью, в них заключённой:

            Глаза моей любимой
            Словно голубые цветы льна,
            Глаза моей любимой.
            Если бы небо
            Могло завидовать,
            Оно завидовало бы
            Глазам моей любимой. («Глаза моей любимой»).

    Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями. Безнадёжностью, страхом и смирением веет от этой унылой картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием женщины. В стихотворении «Осенними лукавыми деньками...» поэт теми же мрачными красками рисует осенний пейзаж, тесно связанный с его идейным содержанием:

            Осенними лукавыми деньками,
            Смущённый лаской тёплого дождя,
            Расцвел шиповник
            Алыми цветами
            И светится от счастья, как дитя.
            Цветёт себе,
            Красуется на зависть,
            Но дышит небо холодом беды.
            Не успевает округлиться завязь -
            И вянут беззащитные цветы.
            Колючие рассветные морозы
            Настороже у каждого куста.
            И плачешь ты, не утирая слезы,
            Шиповник мой, святая простота...

    Осенняя природа радует глаз расцветшими «алыми цветами» шиповника, но в то же время тревожит душу небо своим «холодом беды».

Женщина-мать.

    Что может быть на свете священнее, чем мать?

    Материнская тема прослеживается у Ф. Васильева наряду с другими женскими образами. Верность, постоянство чувств, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и поэтизированы поэтом в образе матери. Облик матери обладает пленительными чертами хранительницы очага и предстаёт перед нами работящей и верной женой, защитницей собственных детей и неизменной радетельницей за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты в стихотворении «Матери» (29.12.1964).

    Поэт буквально не находит достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. Он относится к ней с любовью и преклонением. Подобное отношение к матери, помимо обычной сыновьей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

            Знаешь, мама,
            На шалости мастер,
            В том себя я сегодня виню,
            Что тебе за морщинку не часто
            Мог дарить по счастливому дню... («Матери», 29.12.1964)

    Нам стоит чаще задуматься о том, как не ранить сердце матери, как сделать так, чтобы разгладились морщинки на её лице. Ведь чем старше становятся дети, тем больше нуждаются мамы в их заботе, внимании и любви.

    Удивительный женский образ создан Флором Васильевым в стихотворении «Мать» (11.01.1969). Его героиня - это прежде всего любящая мать, которая заботится о своём чаде. В ней покоряет феномен неслыханной силы духа и искренности чувства материнской любви. В этом чувстве заложена огромная сила, свет, тепло и забота. Оно наполняет мир маленького человека радостью, целостностью. Любовь матери - это дающая силы, возрождающая энергия, это чистый, тихий свет, который освещает собой мир.

    В материнстве жизнь женщины обретает иной, подлинный смысл. Мать хочет уберечь, защитить своё дитя от несчастий и бед:

            Малыш шагнул,
            Смешно взмахнул ручонкой,
            Испуганно схватился за кровать.
            Но как горда собою и ребёнком
            От радости смеющаяся мать!...
            Ты сумрачен -
            И мать вот-вот заплачет.
            Смеёшься - у неё весёлый вид.
            И малая сьшовья неудача
            Большой бедою к матери спешит.

Женщина-хозяйка.

    Женщина-крестьянка - вдохновенная Муза для многих поэтов. Её образ живой и чувственный. Жизнь женщины-хозяйки с её безрадостными буднями и непосильным трудом описывается поэтом в своих стихотворениях. Ей даровано «вечное терпение» и при этом столько нежности и любви, сочувствия и тепла. Честная, гордая, глубоко и сильно чувствующая крестьянка - таков образ женщины, воспетой Флором Васильевым.

    Божественный и дивный женский образ Флор Васильев создаёт в стихотворении «Женщина воду несёт».

            Женщина воду несёт.
            До земли нагнулось коромысло.
            Вода в ведре не шелохнётся,
            Сама она стройна, как свеча.
            Женщина воду несёт.
            Ноги шагают, не спеша.
            Под платьем играют бёдра.
            Упруго-налитые мышцы радуют глаз.
            Женщина воду несёт.
            Словно поёт любимую мелодию,
            Словно расплескивает своё счастье,
            Подобно солнцу, не жалеет света.
            Женщина воду несёт.
            Все прохожие любуются ею.
            Смотрят-обора чиваются.
            Наверное, похожая на песню,
            Она нравится им.                            Перевод В. Г. Пантелеевой [3, с. 135].

    Это стихотворение было одним из любимых у Флора Васильева, он считал его несомненной удачей, поэтому в переводе он хотел добиться «той же нежности, свежести и тонкого чувства недоговорённости, которым пронизан этот лирический шедевр...».

    Были рассмотрены далеко не все стихотворения поэта, в которых фигурирует образ женщины. Но из проанализированных произведений можно сделать вывод о том, что Флор Васильев изображает совершенно разных героинь, но их объединяет прекрасный облик (как внешний, так и внутренний) и сложная женская судьба. Образ женщины, такой разной, загадочной и прекрасной, занимает важное место в творчестве удмуртского поэта. Этот образ многолик. Верная подруга, любящая мать, духовный наставник - всё это ипостаси женщины Флора Васильева.

Список литературы

1. Васильев Ф. И. Стихотворения / Ф. И. Васильев; пер. с удм.; сост. А. Ермолаев. - Ижевск, 2003. - 664 с.
2. Когда женщина перед тобой: сб. стихов о любви Ф. И. Васильева / сост. В. Перевощикова (ученица 9 «Б» класса), О. Л. Астраханцева (учитель русского языка и литератуты). - Глазов, 2008. -48 с.
3. Пантелеева В. Г. Поэтический мир Флора Васильева. Национально-семантические особенности стиля: монография / В. Г. Пантелеева. - Ижевск: Удм. ин-т ист., яз. и лит. УрО РАН, 2000.- 196 с.