впускная и выпускная система

   А Блог     |  IZ-article.ru    |    А Блог    |    Турецкий язык     |     Статьи о Турции
    Выпускная и впускная системы. Выпускная труба и глушитель должны быть очищены от нагара. Особое внимание должно быть обращено на промывку глушителя, ибо закупорка отверстий в глушителе может привести к уменьшению мощности двигателя.

    Как отмечалось выше, подбор и регулировка карбюратора для каждого двигателя проводится строго индивидуально. Карбюратор подбирается в зависимости от назначения двигателя и вида соревнований.

    В процессе практических работ по регулировке карбюратора многие испытывают затруднение в доводке и проверке производительности жиклера. Наиболее простым способом доводки жиклеров является развертывание отверстий мерными сверлами. С другой стороны, развертывание отверстий можно сделать с помощью конической развертки, имеющей незначительный угол конуса, что позволит получить отверстие, близкое цилиндрической форме, с высокой чистотой обработки. Такую развертку может изготовить каждый в соответствии с чертежами, помещенными в приложении. Развертка изготовляется из стали У12А.

    Водителям мотоциклов желательно иметь набор тарированных жиклеров. Это сократит время при регулировке и подготовке карбюратора.

    С целью уменьшения вибрации карбюратора применяется специальный патрубок, средняя часть которого выполнена из бензомаслостойкой резины.

    При подготовке двигателя «ИЖ» к кроссовым соревнованиям на нем иногда устанавливают два карбюратора, которые связаны с двигателем с помощью двойного патрубка.

    При использовании двигателя «ИЖ-Ю» в шоссейно-кольцевых соревнованиях на каждый цилиндр устанавливается отдельный карбюратор К-28Б с диффузором 24—27 мм.

    Во впускную систему, как известно, входит воздухофильтр, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить очистку воздуха от пыли и тем самым уменьшить износ двигателя и повысить его долговечность. На мотоцикле «ИЖ-60» устанавливается контактно-масляный фильтр (рис. 87), размещающийся под седлом. В воздухофильтр заливается 150 см3 автола АК-Ю. Для обеспечения нормальней работы воздухофильтра необходимо промыть набивку фильтрующего элемента бензином, после чего окунуть ее в чистое масло, дать ему стечь и затем поставить в фильтр. Эти операции необходимо периодически повторять, а в случае сильной запыленности воздуха промывку и смену масла необходимо производить ежедневно. Каждый водитель должен помнить о том, что от качества очистки воздуха зависит долговечность работы двигателя.

Воздухофильтр двигателя ИЖ-60
    Сцепление. Правильно собранное и отрегулированное сцепление должно передавать усилие от двигателя коробке передач без пробуксовки и заеданий. Наиболее частыми неисправностями сцепления в эксплуатации являетея его пробуксовка, тугое выключение и износы фрикционного материала и выключающего механизма. Для того, чтобы предупредить появление указанных неисправностей, сцепление разбирается и тщательно осматривается. На наружном и внутреннем барабане проверяется состояние зубьев и шлицев: нет ли на них трещин и задиров. В случае обнаружения трещин указанные детали заменяются новыми, проверяются ве дущие и ведомые диски. Пластмассовые диски с большими задп рами и поломанными шлицами заменяются. Покоробленные стальные диски правят.

    В отличие от двигателей «ИЖ-60» на двигателях конструкции «ИЖ-349», «ИЖ-347», «ИЖ-246» установлено специальное сцепление. Наружный барабан сцепления монтируется на валике и вращается на роликовых подшипниках. В процессе эксплуатации ролики и беговая поверхность изнашиваются. При незначительном износе роликов рекомендуется прошлифовать беговые дорожки и подобрать новые ролики с условием обеспечении установленного в чертежах зазора.

    После проверки всех деталей сцепление собирается. Особое внимание следует обратить на его регулировку. Трос сцеплении не должен иметь заедания. Правильность установки троса сцепления проверяется нажатием на рычаг сцепления, трос при ним должен слегка пружинить, а рычаг быстро возвращаться в исходное положение. Работа сцепления проверяется при напуске двигателя и включении передач. Если сцепление отрегулировано правильно, но все же имеется пробуксовка, необходимо затянуть пружины, а если дефект не устранится, то заменить пружины новыми.

    С целью увеличения долговечности работы сцеплении необходимо правильно им пользоваться. Не рекомендуется сцепление включать резко или слишком медленно. При резком включении детали сцепления испытывают большую нагрузку, быстро изнашиваются, а порой и ломаются. При слишком медленном включении возрастает время пробуксовки, что приводит к большому износу деталей сцепления.

    Коробка передач. Коробку передач следует разбирать только в том случае, если обнаружены неисправности или появилась необходимость замены шестерен в связи с подбором новых передаточных отношений.

    Разборка коробки передач, а также ее сборка производятся в строго определенной последовательности. Все детали коробки передач тщательно осматриваются и проверяются. У всех шестерен проверяется состояние зубьев: нет ли трещин, сколов. Если сколы на торцах зубьев и кулачках незначительны, их следует зачистить бруском.

    В случае тугого перемещения шестерен на валиках необходимо посмотреть, нет ли на шлицах вмятин и искривлений. Забоины могут быть устранены зачисткой бруском.

    Особое внимание должно быть обращено на шестерни, свободно вращающиеся на роликах или втулках, так как возможен их износ. Этот износ можно определить по люфту шестерни. При большом износе детали должны быть заменены. На вилках переключения не должно быть цветов побежалости, которые, как правило, являются следствием неправильной сборки. Такие вилки следует заменить новыми. Подшипники коробки передач должны плотно сидеть в своих посадочных местах и в гнездах. В случае ослабления посадки наружные поверхности подшипников покрываются медью. Не рекомендуется туго, с большим натягом устанавливать подшипники в гнезда, так как это приводит к деформации наружных обойм и к их поломке в процессе эксплуатации.

    Механизм переключения должен работать без заеданий, скорости должны переключаться легко. Левую крышку коробки надо плотно привернуть к картеру, ибо в случае слабой затяжки возможно тугое переключение передач. Последнее в большей степени относится к шестиступенчатой коробке передач двигателя «ИЖ-347».


ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖНОЙ ЧАСТИ МОТОЦИКЛА

Проверяется рама, осматриваются трубы и сварные швы: не появилось ли незаметных трещин, нет ли перекоса, который мог произойти при падении или из-за напряжения металла, не погнуты ли кронштейны крепления подножек, бензобака, тормозного рычага, не износились ли гнезда подшипников маятниковой вилки и руля. Обнаруженные дефекты должны быть устранены. Перекос рамы устраняется правкой.

    Для устранения люфта обойм подшипников рулевой колонки п маятниковой вилки в посадочных местах наружные обоймы подшипников необходимо хромировать или омеднить.

    Люфт в рулевой колонке устраняют подвертыванием гайки, а если этого нельзя добиться, заменяют опорные подшипники.

    Передняя вилка разбирается и осматривается. При этом заменяются изношенные детали. Если обнаруживается погнутость труб передней вилки, следует обязательно заменить их ловыми.

    Заполнение передней вилки амортизаторной жидкостью и регулировка ее производится в соответствии с рекомендацией завода-изготовителя.

    Возможной причиной неустойчивости мотоцикла может быть люфт маятниковой вилки в подшипниках и износ подшипников переднего и заднего колес. Люфт маятниковой вилки можнб устранить путем затяжки регулировочных гаек.

    Регулировка конических подшипников маятниковой вилки производится равномерно с правой й левой сторон.

    Вышедшие из строя подшипники колес должны быть заменены новыми.

    Биение колес устраняется перетяжкой спиц. Все спицы колес должны быть натянуты равномерно; определить это можно по тону звука, если слегка ударять по спице вращающегося колеса.

    Поверхность тормозного барабана при эксплуатации изнашивается неравномерно, что ухудшает работу тормозов. Для восстановления правильной геометрии рабочая поверхность барабана в заспицованном виде протачивается на токарном станке. Изношенная тормозная накладка заменяется новой, если между ней и тормозным барабаном образуется большой зазор или износ настолько велик, что головки заклепок выходят наружу. После замены тормозной накладки добиваются ее плотного прилегания к внутренней поверхности барабана за исключением концов накладки. На концах накладок спиливаются скосы длиной 10 мм с тем, чтобы не было резкого торможения.

    Для того, чтобы добиться правильного и равномерного прилегания тормозной накладки к барабану, поворачивают на 15° разжимной кулачок или подкладывают между кулачком и опорной плоскостью колодки пластину, вызывающую действие, подобное повороту кулачка на указанный угол. В таком положении пластина закрепляется и производится обточка тормозных колодок в сборе с накладками. Если для этого нет оборудования, тогда следует методом постепенного подпиливания тормозной накладки добиться ее полного соприкосновения с тормозным барабаном.

    Окончательная приработка и регулировка тормозов производится во время работы мотоцикла. Эффективность торможения определяется величиной тормозного пути. Для этого выбирают участок дороги с асфальтовым или бетонным покрытием, задают скорость движения 30—60 км/час и определяют величину тормозного пути, который при движении мотоцикла со скоростью 30 км/час не должен превышать 7 м.

    После сборки всего мотоцикла необходимо проверить правильность расположения колес по отношению друг к другу. Это можно сделать с помощью одной или двух деревянных реек. Если оба колеса прилегают к рейке, то они отрегулированы правильно и лежат на одной линии; смещение колес по отношению к продольной оси не должно превышать 5 мм. Когда же эта величина больше и регулировка невозможна, то необходимо посмотреть, нет ли искривления рамы. Правильность расположения колес можно проверить с помощью приема «езда без рук». Если мотоцикл движется прямолинейно, значит регулировка произведена правильно. (Проверку можно выполнять на закрытом участке и водителям с большим опытом.)

    Визуально или с помощью стальной линейки проверяется положение ведущей звездочки коробки и ведомой звездочки заднего колеса, которые должны находиться на одной линии, параллельной продольной оси мотоцикла. Перекосов не допускается. При несовпадении звездочек следует повернуть ось заднего колеса с помощью оттяжек в нужное положение. Если перекос не устраняется, проверяют расположение двигателя на мотоцикле.

    Роликовые цепи требуют постоянного и тщательного ухода. Цепи следует промыть в бензине, просушить и осмотреть, нет ли на них трещин.

    Затем цепь проваривают в смеси масла с графитом и ставят на машину. Прогиб нижней ветви цепи допускается до 10—12 мм.

    Большое влияние на устойчивость мотоцикла оказывают шины, которые нужно подбирать исходя из дорожных условий либо из условий предстоящих соревнований.

ВЫБОР ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ

    В зависимости от дорожных условий очень важно правильно подобрать диапазон изменения общего передаточного числа трансмиссии мотоцикла. Так как изменять передаточное число моторной передачи нецелесообразно, поскольку это требует целого ряда конструктивных изменений, то диапазон регулирования и величина общего передаточного числа подбираются чаще всего за счет замены некоторых пар шестерен в коробке передач и замены звездочек цепной передачи заднего колеса мотоцикла.

    В зависимости от вида соревнований очень важно правильно подобрать величину общего передаточного числа трансмиссии на первой передаче.

    В шоссейно-кольцевой гонке, когда двигатель заводится с ходу и когда нет необходимости принимать резкий старт с места, величина общего передаточного числа трансмиссии на первой передаче особо тщательно не подбирается, а определяется диапазоном коробки передач, который в этом случае, как показала практика, необходимо иметь порядка 2,0—2,5. При таком диапазоне нет больших разрывов между передачами. Это очень важно при движении на больших скоростях, когда даже при сравнительно незначительном увеличении скорости резко увеличивается сопротивление движению.

    В кроссах, где большое значение имеет резкий старт, дающий возможность сразу же завоевать ведущее положение, величина общего передаточного числа на первой передаче подбирается из условия максимальной сцепляемости колеса с грунтом и находится для мотоциклов Ижевского завода в пределах 19—21. Если грунт прочный, передаточное число может быть больше. При сыром (грязь) и сыпучем грунте или при наличии льда общее передаточное число должно быть небольшим, так как в противном случае забуксует ведущее колесо, и спортсмен потеряет время на старте. Если на кроссовой трассе имеются крутые подъемы, передаточное число трансмиссии на первой передаче проверяется на них. Обычно условия современного кросса не позволяют развивать очень больших скоростей движения (свыше 80 км/час), поэтому общий диапазон коробки для кросса требуется небольшой: 2,5—3.

    Особенно тщательно необходимо подбирать передаточное число трансмиссии мотоцикла при подготовке к многодневным соревнованиям. Трасса многодневных соревнований чрезвычайно разнообразна и, как правило, прокладывается в гористой местности. Наряду с крутыми подъемами, резкими поворотами на трассе встречаются значительные участки, где мотоцикл может двигаться с максимальной скоростью, используя полностью запас мощности. В этом случае наиболее целесообразно выбирать общее передаточное число трансмиссии на высшей передаче, исходя из условия движения с максимально возможной скоростью, а передаточное число трансмиссии на первой передаче — из условия преодоления максимальных подъемов. Отношение этих передаточных чисел определит диапазон коробки передач.