Общий список памятников Ижевска.
Памятные даты Ижевска.
Ижевское железо XVIII.
Быт ижевского рабочего 1867-1904.
Пистолет бесшумный.
Фото
  семьи фабрикантов-оружейников Ижевска Петровых и Березиных.
Фотографии старого г.Сарапула.
Старые фотографии плотины и Ижевского оружейного завода.
Фото демонстраций в Ижевске.
Сарапул - фото.
Фото мотоциклистов.
Судостроение в Воткинске.


   Первый пароход (корпус парохода "Астрабад") был спущен в Воткинске весной 1848 году.
   В 1851 -1852 гг. В Воткинске были спущены на воду пароходы "Урал" и "Кура", оснащенные 100-сильными екатеринбургскими машинами. Они предназначались для торгового плавания в Каспийском море. Окончательная сборка пароходов осуществилась на Усть-Реченской пристани, после чего суда своим ходом пошли в Астрахань со скоростью 10 вёрст в час.

   Судостроение в Воткинске продолжалось почти 80 лет. Изготовлялись пассажирские и буксирные пароходы, баржи, шхуны, плавучие подъёмные краны, которые бороздили воды Волги, Днепра, Невы, Ладоги, век Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, Каспия, Балтики, Чёрного и Аральского морей. В начале XX в. воткинские суда составляли 90 процентов Камского флота.

        Уникальность состоит в том, что Воткинский завод находится на берегах небольшой мелкой речки, в 12 км по прямой от полноводной Камы, и не был связан с железнодорожной сетью страны. Поэтому пароходы и другие суда строились с условием окончания срока постройки к началу весеннего половодья.
   Сплав пароходов был делом сложным и рискованным. Готовое судно спускалось со стапелей в Вотку на территории завода. Открывалась перемычка (временная плотина), и на гребне волны пароход начинал свой нелегкий путь. Рабочие канатами направляли движение парохода. Путь до Камы длился двоё суток.

        Судостроение началось при горном начальнике подполковнике Илье Петровиче Чайковском.

        Вначале судостроения, завод не имел своих специалистов - судостроителей и поэтому прибегал к помощи иностранных инженеров. Им платили огромные деньги. Так, англичанин Карр получал за работу в Воткинске по тысяче рублей в месяц. В то время как управитель завода горный инженер В.И. Романов имел оклад в две тысячи рублей в год.

        Завод получал заказы преимущественно от частных лиц, и поэтому типы судов были весьма разнообразными. Здесь строили пароходы пассажирские, буксирные, морские шхуны, баркасы, баржи, плашкоуты, шаланды, дебаркадеры, плавучие подъемные краны и землечерпательные суда.

   В те районы России, которые не были связаны с Камой, пароходы отправлялись в разобранном виде. Для их сборки, отделки и сдачи были организованы верфи в Тюмени, Кокуе на реке Шилке (бассейн Амура), в Феодосии, Архангельске.

   На Воткинской верфи в бассейне Амура в 1910 - 1912 гг. были построены десять барж и двухпалубные пароходы "Воткинский завод" и Адмирал Макаров (после революции - "Карл Маркс" и "Роза Люксембург"). Они обслуживали линию Сретенск - Благовещенск до 1940 г.

   И у других воткинских пароходов оказалась долгая и славная жизнь. Так, "Дельфин" спущенный на воду в 1904 г., входил в состав Волжской военной флотилии (затонул в 1918 г. в бою за освобождение Казани). Под Ленинградом на "дороге жизни" всю войну работал пароход Буй. В августе 1942 г. экипажу Буя было вручено переходящее Красное знамя Ленинградского фронта и Балтийского флота. В годы ВОВ воткинские пароходы входили и в состав Каспийского флота. На Обском море долго ходил пароход Тихонов, собранный на Тюменской верфи в 1911 г.

        Разбросанность судостроительных заведений завода - основной верфи и сборочных отделений, дорогостоящий сплав судов по небольшой реке, которая к тому же с вырубкой лесов в ее верховьях значительно обмелела, а также бесхозяйственность, нераспорядительность горного начальника Воронцова и т.п. приводили к тому, что в начале двадцатого столетия завод от судостроения нес убытки.

        В начале XX в. воткинские суда составляли 90 процентов Камского флота. Но в 1919 г. колчаковцы, захватив Пермь, сожгли и потопили большую часть этих пароходов.

        В 1919 г. были достроены начатые ранее пароходы, и на этом судостроение в Воткинске прекратилось.

   В настоящее время в Воткинске о судостроении напоминает пароходный руль и сохранившийся на территории завода на берегу Вотки эллинг, где были построены многие пароходы.
пароходы воткинск
пароходы воткинск, судостроение воткинск, пароход Тихонов
   Гидрологические характеристики  рек Вотка.
Полные кавалеры ордена Славы , жители Удмуртии
Оружие Ижевска
История Воткинского завода .
Номерный завод №235.

Город ВОТКИНСК, история Воткинска.
Известные люди Глазова,
знаменитые люди Глазова, 
гости Глазова, герои Глазова
чемпионы Глазова.
Известные люди Воткинска,
знаменитые люди Воткинска, 
гости Воткинска, герои Воткинска
чемпионы Воткинска.
пароходы воткинск
Почетные граждане Воткинска

   А Блог     |  IZ-article.ru    |    А Блог    |    Турецкий язык     |     Статьи о Турции
Вид судостроительной верфи Воткинского завода. 1909 г
Вид судостроительной верфи Воткинского завода. 1909 г