Родился Петр Владимирович Можаров в 1888 году в Тамбовском уезде в дворянской семье. Высшее образование получил в Германии, учась там на средства своего брата. В начале первой империалистической войны он был мобилизован на фронт. Там попал в немецкий плен, был заключен в концентрационный лагерь.
В 1915 году, вернувшись на родину, он поступает на Тамбовский пороховой завод. Здесь работает конструктором, главным механиком. При его непосредственном участии идет техническое перевооружение производства. Например, личный вклад П. Можарова в постройку новой котельной отмечен персональной премией Главного управления военной промышленности. Здесь же, на Тамбовском заводе, инженер-изобретатель получает первое авторское свидетельство — «на котельную топку для сжигания угля, состоящего из смеси крупных кусков с мелочью».
Его отличала не только пытливая мысль. Он умел тесно сходиться с рабочими, пользовался исключительным их доверием и любовью. Когда в 1924 году П. В. Можаров уезжал из Тамбова в Ижевск, где его привлекла возможность трудиться по специальности, полнее использовать свои инженерные знания, большая группа работников завода обратилась в профсоюзный комитет с заявлением. «В предстоящий понедельник, 23 сего ноября, — писали они, — по случаю перехода на Ижевский оружейный завод уезжает инженер П. В. Можаров. Всем известно, что он проявил себя на ТПЗ во многом, не считался с трудом ни днем, ни ночью, за что при праздновании 5-й годовщины Октябрьской революции, 7-го ноября 1922 года, общим собранием рабочих завода чествован был героем труда.
Принимая во внимание вышеуказанное и добросовестное отношение как к самим порученным ему работам в заводе, так и к выполнителям — рабочим, считаем необходимым просить завком об устройстве прощального вечера, а при его отъезде вручить ему соответствующий товарищеский подарок...»
Сотни подписей засвидетельствовали искренность этих слов. Надо быть действительно своим человеком в рабочей среде, чтобы заслужить такую сердечность и преданность товарищей.
С 1924 года П. Можаров — инженер Ижстальзавода по рационализации теплового хозяйства. Здесь в еще большей мере раскрывается его изобретательский талант.
В памяти старожилов Ижевска сохранился такой эпизод. Многие рабочие завода проживали в те времена в окрестных деревнях. Принято было так, что на работу их будил заводской гудок. Но после каждого гудка давление пара в котельной резко падало. Можаров предложил и сам изготовил паровую сирену, которая расходовала в восемь раз меньше пара.
С 1928 года, когда он вплотную стал заниматься мотоциклом, все эксперименты и вся техническая мысль в этой области были неразрывно связаны в нашей стране с его именем.
В 1930 году в связи с прекращением мотоциклетных работ на Ижстальзаводе П. Можаров откомандировывается на службу в ленинградский трест «Тремасс». Здесь, на заводе «Красный Октябрь», он помогает организовать серийное производство мотоциклов Л-300 по образцу немецких машин ДКВ-300. Этот опыт обобщен в его книге «Советский мотоцикл Л-300», вышедшей тогда в Госмашметиздате.
Для совершенствования знаний и заимствования опыта его направляют в Германию. Эрудиция и талант этого инженера отмечаются специалистами известной фирмы БМВ. Ряд его предложений по усовершенствованию мотоцикла фирма принимает и многие годы использует.
Вторичное возвращение в Ижевск, на этот раз в 1932 году, означало для него новый этап активной творческой деятельности. Он с жаром берется за доводку машины НАТИ-750. Работает много, вдохновенно и, несмотря на то, что с утра до ночи занят в мастерских, находит время для ознакомления со строительством корпусов мотозавода. Здесь нашли воплощение его предложения по организации производства, совершенствованию технологических процессов.
Оригинальным был сам метод конструирования, которым пользовался П. Можаров.
«Мы все работали очень усердно, — вспоминает один из соратников Петра Владимировича Б. М. Фиттерман, ныне доктор технических наук, сотрудник НАМИ (в прошлом институт НАТИ).—- Делали много компоновок в натуру, из которых Можаров выбирал лучшую. Наша работа была видна, как на ладони.
Петр Владимирович работал совсем не так. Примерно два с половиной месяца он сидел у пустой доски, о чем-то думал и делал какие-то записи в своей маленькой изрядно затасканной книжечке. А результатов на бумаге все не было видно. При всем уважении к нему в нас стали закрадываться сомнения — нет, не в его способности руководить, а в его умении работать карандашом. Однако скоро сомнения рассеялись. В одну из суббот Петр Владимирович остался после работы в КБ, а когда мы пришли в понедельник, то были поражены, так как увидели полностью законченную компоновку двигателя, выполненную вплоть до мельчайших деталей. Чертеж был красив и абсолютно точен. И тут мы поняли: Можаров обладает способностью проектирования, не пользуясь карандашом и бумагой, а производя все поиски с помощью только мозгового аппарата. Па это он потратил два с половиной месяца из трех с половиной, отведенных нам на завершение проекта...»
11 марта 1934 года в Ижевск пришла печальная весть: талантливый советский конструктор П. В. Можаров покончил жизнь самоубийством. Произошло это в Сочи, где он находился на излечении. Сохранилось его предсмертное письмо жене, Варваре Игнатьевне, которое было написано в состоянии крайнего душевного смятения. И тем не менее сквозь беглые, путаные, тревожные мысли проступает главная: «...Любил динамичную цель. «Даешь советские мотоциклы!» — кто знает, сколько ухлопал сюда крови!..»
В эту минуту отчаяния он пишет: «Как бы то ни было, мне дьявольски хочется работать!..»
Что же вынудило его пойти на такой роковой шаг? По свидетельству сына П. В. Можарова — Бориса Петровича, ныне проживающего в Москве, талантливый конструктор явился жертвой репрессий 30-х годов. Нетрудно себе представить, что в ту пору человеку, учившемуся в Германии, попадавшему в немецкий плен, не раз выезжавшему в заграничные командировки, очень легко было предъявить «политические обвинения».
В 1988 году общественность Ижевска отметила столетие со дня рождения П. В. Можарова. Его именем была названа одна из улиц города, а на территории нового мотоциклетного производства объединения «Ижмаш» установили мемориальную доску.
Сегодняшние создатели ижевских мотоциклов и автомобилей вправе себя считать прямыми наследниками первопроходцев этого дела, среди которых П. В. Можарову принадлежит особое место.